Марина Карасева: <br>К изменениям лучше готовиться заранее Персона

Марина Карасева:
К изменениям лучше готовиться заранее

В Академии хорового искусства имени В.С. Попова началась работа программы повышения квалификации «Инновационные подходы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин», осуществляемая Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в рамках реализации национального проекта «Культура». Напомним, что в феврале с большим успехом прошли мастер-классы ведущих хоровых дирижеров и коллективов, а теперь в работу Центра вовлечены педагоги по теоретическим дисциплинам.

Одна из участниц программы – ведущий эксперт в этой области, профессор Московской консерватории Марина Карасева (МК) рассказала Евгении Кривицкой (ЕК) в чем суть инновационных методик и как сочетаются форматы по развитию музыкального слуха и современные коммуникации.

ЕК Марина Валериевна, насколько важна тема программы, предложенная Центром Академии хорового искусства?

МК Инновационность, вообще-то, слово затертое, затасканное в последнее время по разным циркулярам, которые педагогам что-то предписывают – к этому всегда было отношение настороженное. Сегодня, во-первых, важно само это слово реабилитировать, а во-вторых, показать на практике, что инновации могут принести не столько «головную боль» (например, педагогам, привыкшим работать, условно говоря, по старинке), сколько дополнительный уровень комфорта и даже денежной экономии – в том случае, если суметь все грамотно организовать. Попробую объяснить, что я имею в виду.

Так сложилось, что я уже 15 лет применяю для преподавания сольфеджио и гармонии в консерватории многие дополнительные ресурсы. В частности, создаю вспомогательные учебные группы в социальных сетях, использую на занятиях мобильные приложения,  возможности цифровых музыкальных инструментов и прочее, что сейчас повсеместно вошло в наш быт, но еще не вполне – в педагогическую практику. Так что в режим онлайн-работы с началом пандемии я вошла уже достаточно подготовленной. Весной 2020 я написала и опубликовала в «Научном вестнике Московской консерватории» большую статью-руководство: «Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения». Целью было помочь педагогам скорее сориентироваться в новой для них (потому, безусловно, стрессовой) ситуации. Сейчас уже все больше и больше педагогов понимают, что онлайн-технологии надо не огульно отвергать, но адаптировать под свои конкретные задачи. А этому, как и всему новому, надо учиться. И делать это быстро, не откладывая на потом. Приведу пример такого быстрого и точного реагирования на непривычную ситуацию, которая позволила и престиж вуза упрочить, и дополнительные финансы привлечь. В Московской консерватории учится много иностранных студентов из самых разных уголков мира. В период пандемии большинство из них не смогли приехать в Россию. Встала, в частности, проблема провести для них вступительные онлайн-экзамены по элементарной теории музыки, гармонии и сольфеджио. Я создала для этого специальную методику проведения экзамена, подобрала оптимальную для этого интернет платформу, написала обучающие памятки для абитуриентов. Сотрудники деканата по работе с иностранными учащимися под руководством профессора Александра Соловьёва мгновенно отреагировали на предложенные мною разработки, обучаясь им буквально на ходу. В таком тесном сотрудничестве мы успешно провели онлайн-экзамены, без потерь звукового качества (что было отмечено самими абитуриентами) и с сохранением тех же высоких требований и видов экзаменационных заданий, что и при традиционном очном профессиональном испытании. Как результат: в этом году консерватория получила большой приток студентов-иностранцев на первый и на подготовительный курсы. И сейчас владение технологией помогает вести онлайн-занятия с ними на должном профессиональном уровне.

Еще об экономическом аспекте. Конечно, оборудовать «комфортный онлайн», пусть даже в бюджетном сегменте, стоит определенных денег. Однако знание того, каким образом можно получить необходимый уровень аудиовизуального комфорта на музыкальных занятиях, как сформулировать свой запрос сотруднику магазина (который о музыкально-педагогической специфике имеет более чем смутное представление), позволит существенно сэкономить деньги, убережет от лишних или чрезмерно дорогих покупок. Руководители музыкальных учебных заведений должны сами четко понимать, какую именно аппаратуру и для решения каких задач им надо заказывать – тогда получится толковая и вполне экономная закупка оборудования, которое реально будет помогать педагогам в работе. Ни завхоз, ни «чистый компьютерщик» не смогут дать совет, адекватный конкретным нуждам музыкантов-бюджетников. Поэтому лучше, чтобы азам онлайна педагогов обучали именно педагоги. Из числа тех, которые в этой области уже «свою собаку съели» и многое отработали на своем личном педагогическом опыте. Я это  и стараюсь делать, проводя большое количество мастер-классов, оказывающихся все более и более востребованными сейчас.

ЕК Как понимать «инновационность» применительно к сольфеджио?

МК В конце прошлого века под инновационностью в сольфеджио понимали, прежде всего, внедрение в учебные курсы тем, связанных со слуховым освоением современного музыкального языка (чему я посвятила множество своих разработок). Сегодня существенно меняются как форматы работы по развитию музыкального слуха, так и дополнительные эффекты от них. Например, раньше привычные хрестоматии по сольфеджио решали помимо тренировочной, также и образовательную задачу, расширяя сферу познания учениками музыки (особенно современной, которую иногда было трудно услышать «вживую»). Сегодня почти вся музыка и ноты будут доступны через пару интернет-кликов. Возможности цифровых плееров и программ резко изменили также и тембровое сольфеджио. Теперь для написания диктанта или для слухового гармонического анализа нет необходимости делать специальные тембровые аудиозаписи. Достаточно включить фрагмент из музыкального произведения – и управлять изменением темпа его проигрывания (чаще всего замедляя его, что бывает важно для учебных целей), при этом без изменения высоты звучания! Нужно только знать эти программы и уметь ими пользоваться.

Так что инновационность в сольфеджио сегодня лежит в большой мере в области грамотной «увязки» традиционных методик преподавания с новыми возможностями «цифры» как в очном, так и в дистанционном, особенно в онлайн-форматах занятий.  Это работа с видеонотами на общем экране, умение выбрать конференц-платформы для получения качественного музыкального звука, базовые навыки работы с цифровым фортепиано, подключению к нему звуковой карты, грамотная работа по подбору и установке микрофона (без того, чтобы он фонил и создавал эффект эха). Для сольфеджио это особенно важно, так как именно на этом предмете требуется, чтобы ученики расслышали все до мелочей (все звуки аккорда, все ритмические рисунки). На сегодня это не «цифровая экзотика», а элементарная звуковая гигиена.

Педагогу стоит себя беречь: от голосовых перегрузок (при неправильно организованной микрофонной зоне), от излишней траты нервов, когда он видит, что не может провести урок на качественном звуковом уровне, наконец, от траты своего личного времени. Не секрет, что педагоги-теоретики в прошедшем году вместо полноценных онлайн-занятий часто занимались «романами в письмах»: посылали ученикам, аккордовые «цепочки», записанные в качестве звуковых сообщений в мессенджере, а потом, через день-два, получив ответы, письменно разбирали ошибки. Так же и исполнители – сколько жалоб было на то, что приходится, отсмотрев присланную учеником видеозапись его игры, буквально по секундам расписывать, что и где ему надо играть иначе. Такой сизифов труд сегодня уже, думаю, надо бы оставить в прошлом: как неприятное воспоминание… о собственном неумении. Конечно, в этом изначальном неумении ничего зазорного не было: педагоги-музыканты (как и их ученики) в силу своей специализации были в массе далеки от этой цифровой тематики – у большинства даже ноутбуков-то не оказалось. Да, объяснить это можно, но сейчас важнее понять другое. Пройдет еще какая-то пара лет – и сохранение статуса такого рода «далекости» от инноваций может быть чревато: для педагогов – потерей квалификации, а для их учеников – множащимися неудобствами в обучении и уменьшением интереса к предмету, не отражающему, на их взгляд, современную практику коммуникации. Поскольку онлайн-обучение в том или ином виде и пропорции с нами теперь останется надолго: одни только эпидемии гриппа случаются ежегодно.

ЕК Вы постоянно даете мастер-классы по России. Есть ли разрыв между столичными вузами и регионами?

МК Этот разрыв всегда есть. Вопрос лишь в том, по какому параметру и по какой шкале мы будем оценивать ситуацию. Если говорить об традиционных учебных программах – то да, уровень столичных учебных институций, в целом, выше. Подчеркну: «в целом» здесь надо понимать как «температуру по больнице»: в регионах ведь есть прекрасные педагоги, воспитывающие замечательных детей. Я в этом регулярно убеждаюсь, когда работаю в Образовательном центре «Сириус» с детьми, приезжающими туда со всей России.

Что же касается аспекта восприятия инноваций – здесь картина несколько иная. Я действительно на протяжении последних двадцати лет много езжу с мастер-классами по российским регионам, а с прошлого года веду для них и онлайн-семинары. Как мне кажется, региональные педагоги часто гораздо более «хваткие» и пытливые во всем, что касается инноваций. Одно из объяснений здесь – ставшая уже достаточно давно привычной в регионах борьба за абитуриента. Москва за многие годы привыкла «снимать сливки»: недоборы в приеме студентов пока еще не ее «страшный сон», хотя… Жизнь интенсивно меняется – и к изменениям лучше быть готовым заранее, поэтому программы, подобные той, что предложила Академия хорового искусства, крайне необходимы. Ведь самая надежная готовность – непрерывный профессиональный личностный рост, помноженный на ощущение реального пульса времени. Новые жанры, новые форматы преподавания – почему нет? Если мы при этом, конечно, сохраним лучшее из того, что накоплено в отечественной методике музыкального образования. Ну, и подчистим то, что уже отжило свое время: собственно, это и есть развитие.