Популярность финского композитора Кайи Саариахо начала набирать обороты еще в конце 1980-х, а в 2000 году достигла пика с премьерой оперы «Любовь издалека» на Зальцбургском фестивале. Впервые за этот материал взялся режиссер Питер Селларс. После Зальцбурга оперу показали в нескольких европейских театрах, а в нью-йоркской Метрополитен-опере ее поставил Робер Лепаж. До России «Любовь издалека» добралась только к 2021 году.
В своей опере Саариахо не идет по пути новаторства, а органично смешивает опыт разных эпох. Уже в первом вокальном номере появляются интонации средневековых напевов – отголоски эпохи, в которой разворачивается сюжет. В основу либретто легла история любви трубадура Жофре Рюделя к триполитанской графине Клеманс. Об ее существовании герой узнает от Пилигрима, который путешествует по морю между Аквитанией и восточными берегами. Чтобы встретиться с возлюбленной, трубадур отправляется в плавание. В море он заболевает и, добравшись до Триполи, умирает.
В опере эта история, подернутая патиной старины, начинает играть новыми красками, она приобретает захватывающий драматический накал и тонкий психологизм. Такой материал требует от солистов безусловной эмоциональной отдачи и бойцовской выдержки. Этот вызов отважно приняли вокалисты уральского театра, одолев два с лишним часа французского текста. По сути, спектакль вытягивают на себе три человека – в премьерном составе это Анна Перхурова, Елена Бирюзова и Алексей Семенищев.
Справляться с музыкальными сложностями им помогает оркестр под управлением Константина Чудовского. В оркестровую фактуру Саариахо вплетает символические волнообразные формы: морская стихия связывает судьбы Жофре и Клеманс и в то же время несет смерть главному герою. Теплые тембры струнных противопоставляются холодным перезвонам ударных и леденящему звучанию флейт. Оркестр как будто подсказывает, что речь идет о двух разных чувствах: любви земной, полной страстей и страданий, и любви божественной, смиренной и не требующей взаимности. Щемящее чувство томления, которым герои болеют на протяжении всей оперы, должно исчезнуть после смерти трубадура. Этим подтверждается недостижимость истинной земной любви. И в этом отличие оперы «Любовь издалека» от «Тристана», с которым ее справедливо сравнивают. Если в сочинении Вагнера герои стремятся в мир иной, чтобы обрести счастье, то здесь все завершается победой божественной любви: Клеманс, преодолев боль утраты, хочет стать монахиней и посвятить свою жизнь служению Господу.
«Любовь издалека» – опера о мучительном поиске идеала. Такой материал приглашает к погружению, неспешному исследованию, он не требует большого количества визуальных образов и активного действия на сцене. Тот накал, которым пропитана эта опера, имеет отношение скорее к сфере внутренних переживаний: гораздо интереснее наблюдать за солистами, а не разглядывать декорации и следить за бесконечными перемещениями хористов. Поэтому semi-stage екатеринбургского театра пока смотрится тяжеловато.
В любом случае идея взяться за оперу Саариахо – смелая. Материал – коварный, хоть и кажется поначалу доступным. Но тем интереснее искать к нему подход. К тому же в России с современными зарубежными операми редко хотят иметь дело. Зато в екатеринбургском театре таких постановок уже несколько: «Любовь издалека» стала третьей после «Сатьяграхи» Филипа Гласса и «Трех сестер» Петера Этвёша. И, кажется, руководство «Урал Оперы Балета» не собирается на этом останавливаться.