Государство планирует запустить Фонд российского онлайн контента по аналогии с Фондом кино уже в 2021 году. Об этом пишет РБК со ссылкой на свои источники. В рамках подготовки социально-экономической стратегии страны это обсуждает Минцифры России.
Следом за появившейся на прошлой неделе информации о возможном финансировании создания онлайн-видеоконтента из средств от уплаты НДС интернет-кинотеатрами Союз композиторов предлагает применить аналогичную схему для поддержки музыкальной индустрии. Если инициатива будет одобрена, то на профессиональную запись музыкальных произведений может быть направлено несколько миллиардов рублей – сумма уплачиваемого онлайн-аудиосервисами НДС.
Как заметили в Союзе композиторов, для академической музыки это просто огромная сумма. Этот сегмент индустрии больше всего заинтересован в финансировании производства контента, поскольку требует значительных затрат на звукозапись и редактуру. Предложение поддержки касается всех музыкальных сегментов. При прогнозируемом экспертами динамичном росте рынка аудиосервисов в ближайшие годы музыкантам есть на что рассчитывать.
Стремительно развивающемуся в последние годы рынку сетевого видеоконтента помогла пандемия. Спрос на сериалы и другую визуальную продукцию в 2020 году скакнул. Количество технологий распространения и потребления постоянно растет, а контента не хватает. Полностью онлайновый Netflix уже теснит в производстве исторически крупнейших и сильнейших на этой поляне киномейджоров и классические медиакорпорации. Контента нужно все больше и больше.
Аналогичная ситуация повторяется с онлайн-аудиосервисами. В России они только набирают силу. Например, Spotify полноценно пришел к нам только в середине прошлого года. Количество игроков на музыкальной онлайн-поляне пока невелико. Крупнейшие и распробованные пользователями – Yandex.Музыка, Apple Music, соцсети. По предварительной оценке агентства InterMedia, рынок легальных аудиосервисов (скачивание и стриминг) с 2018 года вырос почти троекратно – с трех до восьми с половиной миллиардов рублей. Если сюда добавить услуги по продаже рингтонов сотовыми операторами, то получится около пятнадцати миллиардов рублей. Дальнейший потенциал роста эксперты оценивают также крайне оптимистично. Для аудиосервисов еще не закончился этап взлета.
Союз композиторов России предлагает направлять НДС, выплачиваемый аудиосервисами, на поддержку всей музыкальной индустрии – не только ее академической части. В первую очередь речь идет о звукозаписи. Например, на профессиональную запись среднего по размеру академического произведения в исполнении симфонического оркестра, включая продюсирование, сведение, мастеринг, оплату гонораров исполнителей (оркестра и дирижера), аренду студии звукозаписи, авторский гонорар в России нужно потратить порядка трех-пяти миллионов рублей.
Карина Абрамян, генеральный директор Союза композиторов России |
В 2020 году мы издали Sound Review. Основной целью проекта была запись сочинений 2000-х. Мы смогли записать всего двадцать пять композиторов, и это только камерные произведения. Капля в море. Sound Review поддержало Министерство культуры, но это было скорее исключением, поскольку у ведомства не существует подобной статьи расходов. Откуда брать деньги на записи камерных и тем более симфонических произведений, неизвестно. Мы знаем примеры, когда у известного дирижера есть бизнес-партнеры, которые берут такое финансирование на себя. Но если мы говорим, что нам нужна индустрия звукозаписи, в том числе академической музыки, то такие «жесты доброй воли» не могут быть разовыми. Было бы логично, если бы НДС, полученный из отрасли, хотя бы частично возвращался назад.
Безусловно, возникает много вопросов: как организовать процесс, какова будет структура предполагаемого фонда, как он будет работать, кто будет принимать решения (из кого будет состоять экспертный совет), и как будут разрешены конфликты интересов, если, например, поступят идентичные заявки на запись произведений, а также что будет с публикацией сделанных записей.
Мы устали от извечного вопроса, где найти деньги на запись современной академической музыки, и предлагаем решение. Более того, решение – для всей музыкальной индустрии. Приглашаем к диалогу коллег из поп- и рок-музыки.
Евгений Стодушный, генеральный директор Красноярской краевой филармонии, член правления Союза концертных организаций России |
Филармонии жестко конкурируют за дополнительное региональное и муниципальное финансирование. В случае получения целевых средств они, как правило, направляются на организацию гала-концертов, фестивалей, приглашение именитых солистов и дирижеров, то есть проекты, способствующие выполнению показателей государственного задания.
Создание звукозаписи региональным симфоническим оркестром по собственной инициативе, а не по заказу зарубежного лейбла, скорее исключение из правил. В рамках своей текущей деятельности по показу концертных программ у филармонии может просто не быть свободных средств на развитие этого направления. При этом в регионах существуют коллективы с давней историей, уникальным исполнительским стилем и огромным творческим потенциалом. Централизованная финансовая поддержка, например, на конкурсной основе создания ими звукозаписей академических произведений крупных форм, в том числе местных композиторов, позволила бы дать большой мотивационный заряд для развития их исполнительского уровня. Сегодня Красноярская филармония, являясь некоммерческой организацией, самостоятельно инвестирует часть собственных доходов в звукозапись.
Дмитрий Курляндский, музыкальный руководитель «Электротеатра Станиславский», композитор |
Наличие профессиональной записи открывает возможности к ее использованию: на радио, на стриминговых платформах, в интернет-магазинах. Таким образом, у композитора появляется возможность получать авторские отчисления.
Профессиональные записи для композиторов необходимы – это и механизм архивирования творческого наследия, и самый эффективный способ его распространения. Важно, чтобы записи делались при жизни композитора и под его непосредственным контролем, тогда в будущем исполнителям будет на что ориентироваться, если сочинение переживет автора и войдет в концертный репертуар. В свое время Стравинский это очень хорошо понимал и настаивал на том, что именно его записи являются если не эталоном, то ориентиром для последующих интерпретаций.
Концертная практика, конечно, остается главным звеном музыкального процесса, но записи и их трансляция предоставляют более широкий охват аудитории, что может помочь композитору выйти на новых заинтересованных исполнителей и активизировать живую концертную жизнь сочинения.
Светлана Рипс, директор Росссйиского национального оркестра |
Российский национальный оркестр давно и успешно сотрудничает с ведущими звукозаписывающими лейблами, такими как Deutsche Grammophon, Pentatone, Ondine — в дискографии оркестра более 100 альбомов. Но есть еще много редко исполняемой музыки русских композиторов, записей которой практически не найти. Например, Николая Семеновича Голованова. Популяризация его творческого наследия давно является одним из жизненных приоритетов Михаила Плетнева и важным направлением деятельности созданного им Фонда поддержки национальной культуры. Диск с записями неизданных сочинений Голованова — а их достаточно! — мог бы стать достойным приношением памяти этого великого музыканта, чье 130-летие мы отмечаем в этом году.
Так что инициатива хорошая. Но, конечно, ее осуществление требует тщательной предварительной экспертной проработки, грамотного художественного руководства и безупречного технического воплощения.
Екатерина Мечетина, заслуженная артистка РФ, солистка Московской филармонии, доцент Московской консерватории, лауреат премии Президента РФ |
Профессиональное сообщество академических музыкантов не может не беспокоить ситуация, которая сложилась за последние десятилетия в сфере аудиозаписи отечественной музыки – это касается современных российских композиторов, коллективов, солистов.
Очевидно, что эта сфера не самоокупаема в принципе. Так было всегда: существуют определенные виды немассового искусства, нуждающиеся либо в государственной, либо в частной поддержке. Это вовсе не означает, что эти виды искусства не жизнеспособны или не востребованы аудиторией. Но если бы можно было разумно перераспределить некоторые ресурсы внутри макроиндустрии, то академические российские коллективы и артисты, например, могли бы получать поддержку на осуществление записей на отечественном лейбле с великой историей, фирме «Мелодия», и эта великая история музыкального искусства, зафиксированного для будущих поколений, прирастала бы новыми страницами. Сейчас же есть опасность прерывания этой звуковой летописи отечественного искусства: музыкальные коллективы зачастую записывают всю свою дискографию последних лет на зарубежных лейблах.
Само предложение рассмотреть варианты поддержки звукозаписывающей индустрии в сфере академической музыки мне кажется очень своевременным, если не слегка запоздавшим. Исполнители, в отличие от композиторов, не бессмертны – до появления звукозаписи их искусство заканчивалось с прекращением их физического существования. Теперь же после золотого XX века, оставившего для нас на пластинках, пленках и дисках искусство великих советских артистов, совсем не хотелось бы упустить для памяти потомков нашу сегодняшнюю эпоху, не зафиксировав или не полностью зафиксировав ее, – тем более что есть технические ресурсы для этого, а талантливых музыкантов не становится меньше, чем прежде.