Среди недавних дисков с участием Копачинской этот – наиболее цельный, бескомпромиссный и в то же время интимный; в нем почти нет внешних эффектов и какой бы то ни было оглядки на слушателя. В партнерстве с оркестром Camerata Bern Копачинская – первая среди равных: не столько блестящая солистка, сколько проводник в мир чудес ансамблевого музицирования.
«Программа ставила перед нами экстремальные задачи, требуя от всех максимальной ответственности, – рассказывает Патриция. – К концу нам казалось, будто мы одолели Эверест». Альбом отмечен влиянием Белы Бартока и его работы с фольклором, хотя ему принадлежит лишь одна из связок-миниатюр. А среди авторов крупных сочинений нет ни одного широко известного: будь то Альберто Хинастера, наш современник Франсиско Колль или Шандор Вереш, которого даже специалисты путают с Варезом.
Musica Concertante для 12 струнных Вереша и открывает диск (сочинение исполнялось в 2015 году на историческом концерте Хайнца Холлигера в Москве). Когда этот опус – фактически кончерто гроссо с многочисленными дуэтами и сольными эпизодами – был показан оркестру Camerata Bern, музыканты просили автора упростить партитуру; тот отказался, предложив прийти на репетицию с двумя метрономами. Дух захватывает с первых же секунд и от стремительности музыки, и от ее ритмической прихотливости, и от обилия виртуозных каденций у солистов, и от уровня ансамблевой игры. Важное напоминание о достойном композиторе – ученике Бартока и Кодая, учителя Куртага и Лигети, чьи миниатюры также звучат на диске.
Аргентинца Хинастеру если и знают, то по оркестровым сочинениям, но не по камерным; среди них – Струнный квартет № 2, позже переработанный в Концерт для струнных. Его открывают «Вариации для солистов», самый личный эпизод программы: состав не спешит зазвучать во всю мощь, позволяя инструментам высказаться и поодиночке, и попарно. Вторая часть призрачна и сумрачна – «Фантастическое скерцо» спотыкается на каждом шагу, душераздирающая третья – воплощенная пронзительность. Копачинская не выделяет себя и в этом сочинении, также близком кончерто гроссо, но финал все же отмечен ее фирменным знаком, когда оркестранты вдруг переходят на крик.
Две миниатюры Бартока и Лигети – идеальная передышка перед главным блюдом: премьерной записью Концерта для скрипки и виолончели с оркестром «Просвещенные удовольствия» Франсиско Колля (то же название носит и диск – оно восходит к картине Дали), сделанной под управлением автора. В дуэте с Копачинской выступает Соль Габетта, к струнным присоединяются фортепиано, ударные и квартет деревянных духовых. Концерт начинается будто с полуслова, без вступления – партитура написана, записана и исполнена так, что мы по-прежнему слышим не столько солистов с оркестром, сколько ансамбль, где важен каждый. Виртуозного концертирования почти нет – правда, третья часть отмечена тенью фламенко, что неожиданно для новой музыки, обычно избегающей чистой жанровости. Главное настроение – томительность, которую усиливают и обе солистки, и рояль, и флейта, и ксилофон. Завершают альбом коллективная импровизация и миниатюра Колля LalulaLied на стихи Христиана Моргенштерна, где Копачинская одновременно играет и поет.