В Концертном зале имени П.И.Чайковского состоялся концерт абонемента «Молодые таланты», открывающий зрителям новые имена одаренных исполнителей. Надежда Улецкая (НУ) в рамках проекта «Журналистские читки» поговорила с одним из участников концерта, пианистом Тимофеем Владимировым (ТВ) о его творческом пути, реализованных возможностях и любимой музыке.
НУ Тимофей, старт вашего музыкального образования начался в ЦМШ?
ТВ Моя профессиональная карьера началась гораздо раньше. С шести лет я обучался в Среднем специальном музыкальном колледже Уфы в классе Татьяны Погодиной. Это была школа-десятилетка, но два последних года там я доучиваться не стал, а поступил в Москву, к замечательному педагогу Мире Марченко.
За это время была проделана огромная работа, потому что, конечно, в Москве совершенно другой уровень, и мне нужно было очень быстро перестраиваться. Мне тогда исполнилось 15 лет, и в первый же год я принял участие в нескольких крупных международных конкурсах здесь в Москве, в том числе, это был Второй международный конкурс пианистов Владимира Крайнева. Обстоятельства сложились так, что я стал обладателем Гран-при этого конкурса. Поскольку он проходит при поддержке Национального филармонического оркестра России, которым руководит Владимир Спиваков, то после моей победы мы стали очень часто выступать и в Москве, и в других городах России, и, безусловно, это стало мощным стимулом для дальнейшего развития.
НУ Но были ведь и другие победы…
ТВ Да, другие состязания тоже были, но именно Конкурс Крайнева оказался самым значимым для меня. В 2018 году я поступил в Московскую консерваторию, где поначалу продолжал обучение у Миры Алексеевны. В 2019 году я впервые выступил с Госоркестром имени Светланова в Концертном зале имени Чайковского. Тогда был исполнен Второй концерт Рахманинова, затем, год назад, – Первый концерт Чайковского, и вот сегодня прозвучит Первый концерт Баха. То есть это третье мое выступление с этим коллективом. Сейчас я учусь на третьем курсе у Андрея Писарева и параллельно – в Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера в Берлине у профессора Кирилла Герштейна.
НУ Как вы пришли к тому, что хотите обучаться сразу у нескольких педагогов? Это же абсолютно разные школы.
ТВ Мне всегда хотелось ближе познакомиться с другими культурами. Не только исполнительской или музыкальной, а в принципе оказаться в другой, незнакомой мне атмосфере и изучить ее тонкости, детали, вникнуть в них. И вот сейчас, во время пандемии, как ни странно, из-за ситуации с локдауном в некоторых мировых державах (особенно в Европе)оказалось значительно проще параллельно обучаться в разных странах.
Поэтому прошедшей осенью я сдал вступительные экзамены и поступил в Берлин. Безусловно, в культуре и традициях есть какие-то точки соприкосновения, но в принципе атмосфера, взгляды, их исполнительская школа в значительной степени отличаются от российских, поэтому мне интересно учиться и там, и здесь, как-то это совмещать, синтезировать, находить какие-то новые решения. Но при этом, к моей радости, мы продолжаем заниматься с Мирой Алексеевной, и меня это очень вдохновляет.
НУ Как занятия сразу с тремя преподавателями влияют на ваше профессиональное развитие?
ТВ Естественно, каждый из педагогов имеет свои принципы, поэтому порой бывает, что в работе над одним и тем же произведением они говорят совершенно противоположные на первый взгляд вещи. Но в глобальном понимании музыкальных задач они все стремятся к одному и тому же, просто разными способами. Поэтому такое разнообразие, такая множественность путей, на которые указывают мне педагоги, дает возможность постигать сам принцип нахождения этих путей. Я нахожу эту ситуацию достаточно интересной в плане профессионального развития, потому что в конечном итоге наступает момент, когда молодой музыкант оказывается без педагогической поддержки, и у меня есть возможность заранее подготовить себя к этому переходу. Это требует большей самостоятельности от меня, но это поможет (и уже помогает) найти мне собственный профессиональный путь.
НУ Творчество какого композитора или какой стиль вам ближе всего по духу?
ТВ Во мне очень живой отклик находит музыка Баха. Но мне кажется, что многие люди воспринимают его музыку как чрезвычайно близкую себе, как родную.
Вообще, с каждым днем все труднее отвечать на вопрос о любимом композиторе, потому что постоянно происходит процесс познания какой-то новой музыки, иногда производящей ошеломляющее впечатление. Что-то из того, что раньше очень нравилось, внезапно перестает вызывать прежние эмоции. Все очень изменчиво, но, в принципе, могу сказать, что со мной очень долго остается творчество Шостаковича. Я очень люблю музыку Гайдна, как ни странно. Конечно, я преклоняюсь перед гениями Моцарта и Бетховена, но бывают периоды, когда их музыка как будто немножко отдаляется. А вот музыка Гайдна в чем-то граничит с музыкой Баха именно по своему «универсализму», в ней находишь близкое в любом настроении и душевном состоянии.
Кроме того, я сам занимаюсь сочинением музыки с раннего детства – примерно с пяти лет. Поэтому понятие «любимый композитор» приобретает для меня еще одно значение: композитор, музыка которого воспринимается не только со слушательской и исполнительской точек зрения, но и с композиторской – то есть в плане построения музыкальной формы, работы с материалом. Конечно, в этом отношении совершенно объективно, что и Бах, и венские классики, и Шостакович с его строжайшей дисциплиной в обращении с музыкальным материалом и живостью построения музыкальной формы при ее абсолютном кристаллическом совершенстве мне оказываются ближе остальных.
НУ Сколько времени в день вы занимаетесь на рояле?
ТВ Столько, сколько есть.