В Москве сыграют Вторую камерную симфонию Николая Каретникова

06.04.2021
В Москве сыграют Вторую камерную симфонию Николая Каретникова

В сезон 90-летия со дня рождения Николая Каретникова ансамбль «Студия новой музыки» и Фонд Николая Каретникова представят важное «пропущенное звено» истории новейшей музыки:мировую премьеру последней российской камерной симфонии ХХ века ―Камерную симфонию №2 Николая Каретникова (опус 32, 1994, посмертный). Последнее сочинение одного из крупнейших композиторов второго авангарда по замыслу «триконструкции»предстанет в контексте истории одного из жанров, определивших звуковой облик авангарда ХХвека ― камерной симфонии. Впервые в одной программе прозвучат три ключевых произведения трёх основных его «ветвей» ― европейской, российской и американской. Эта музыка не звучала в нашей стране более 10 лет либо не звучала никогда.

Николай Каретников (1930-1994), один из лидеров советского послевоенного музыкального авангарда. Из всех композиторов-нонконформистов он наиболее последовательно продолжал диалог с нововенской школой в тот период, когда интерес многих его коллег сместился в сторону иных направлений музыкального авангарда. Вкупе с негласно существовавшим запретом на исполнение музыки его в позднем СССР это обусловило малоизученность творческого наследия Каретникова вплоть до недавнего времени. В своей Второй камерной симфонии композитор обратился к одному из главных жанров ХХ века, изобретённому Шёнбергом, ― камерной симфонии, в разработанной нововенской школой технике додекафонии («двенадцати соотнесённых между собою тонов»), преданность которой он сохранил на всю жизнь. Расшифровкой окончания партитуры для премьеры занимался выдающийся дирижер и пропагандист новой музыки Игорь Блажков.

В основании «триконструкции» ― первое сочинение в этом жанре, созданное в первом десятилетии ХХ века: Камерная симфония №1 Арнольда Шёнберга (1906). Шёнберг полностью переосмыслил принципы камерно-оркестрового письма: пересмотрел состав оркестра на основе принципа тембрового равенства и объявил каждого исполнителя – не винтиком «оркестровой группы», а солистом. Две другие вершины «триконструкции» знаменуют творческую рецепцию жанра в России и в США в последнем десятилетии ХХ века. Камерная симфония №2 Николая Каретникова (1994), написанная им перед смертью, отражает далеко эволюционировавший поздний каретниковский сериализм, а получившая широкую известность Камерная симфония Джона К. Адамса (1992) представит американскую версию развития жанра в широко понимаемой минималистской манере.

«Триконструкцию» из трёх камерных симфоний исполнит ансамбль «Студия новой музыки» (дирижёр Сергей Акимов) в Рахманиновском зале 21 апреля.

Со вступительным словом о Николае Каретникове выступит выдающийся историк кино, культуролог, основатель Музея Кино Наум Клейман.