Появление прославленного коллектива стало традиционным и ожидаемым событием фестиваля «Музыка России», проходящего в стенах РАМ имени Гнесиных. Выступление оркестра подвело итоги насыщенной четырехдневной программы, где также приняли участие коллективы из Москвы и Тюмени.
В этом году белгородцы привезли сочинения, созданные композиторами в содружестве с музыкантами коллектива, смело балансирующего между академизмом и популярным искусством.
Скажем, симфония – не самый ожидаемый жанр в репертуаре оркестра русских инструментов. Тем не менее первое отделение концерта открыла «Белгородская симфония» москвича Григория Зайцева, посвященная 30-летию этого коллектива, и, что важнее, 315-летию Святителя Иоасафа Белгородского. Масштабная 40-минутная драма-мистерия, изобилующая контрастными эпизодами, внезапными экстатическими кульминациями и такими же резкими «обрушениями», была представлена оркестром цельно, сконцентрированно, с симфоническим размахом. Композитор стремился передать, с одной стороны, былинный дух, «преданья старины глубокой», с другой – отразить духовные переживания Святителя, прославившегося благочинностью и созидательными поступками (Иоасаф был наместником в Троице-Сергиевой Лавре, затем стал епископом Белгородским). Оркестр под управлением художественного руководителя Евгения Алешникова уверенно справился со сложными ансамблевыми задачами, прихотливой ритмикой, создав впечатляющую красочную фреску.
Не ограничившись одной симфонией в программе, белгородский оркестр исполнил также Симфонию № 6 (на русские темы) московского автора Геннадия Чернова – своего рода музыкальное приношение организатору предыдущих фестивалей «Музыка России», профессору Борису Ворону. Ее контрастно оттенила драматическая поэма для оркестра русских народных инструментов «Борей», вдохновленная многолетним сотрудничеством петербургского композитора Артёма Нижника с Евгением Алешниковым. Образ легендарного северного ветра, запечатленный в интонациях мелодии «То не ветер ветку клонит» (к слову, любимой русской народной песни Евгения Алексеевича), отразил в символической форме не столько явление природы, сколько ветры перемен и бури, «которые всегда веют над Россией… и проносятся над каждым из нас».
Музыканты смогли передать театральную природу этих произведений, рельефную смену крупных и дальних планов, чутко следуя указаниям дирижера. Необыкновенная слаженность звучания и в то же время готовность каждого артиста оркестра в любой момент взять на себя «бразды правления» и исполнить виртуозное соло – это, пожалуй, «фирменная» черта белгородского коллектива.
Ни один концерт Белгородского академического русского оркестра не обходится без музыкального эксперимента, остроумной игры с канонами академического жанра. Фестивальный вечер не изменил традиции и порадовал слушателей сразу двумя искрометными миниатюрами. Первая из них – «Ягодная фантазия» белгородского композитора Ильи Мищенкова, посвященная талантливому балалаечнику Юрию Фукалову. В руках музыканта старая добрая «Калинка» из напевно-плясовой песни превратилась в шедевр джазовой импровизации на балалайке, «сдобренной» красочными элементами в духе народного «фэнтези».
Еще одним музыкальным сюрпризом стал финальный аккорд концерта – пьеса «Чудо-Порушка» московского автора Дмитрия Калинина, встреченная публикой с неподдельным восторгом. Сочинение, посвященное Алешникову, предстало в виде причудливого, но весьма органичного микста неофициального фольклорного гимна Белгородчины «Порушка-Параня» и хитов популярной британской электро-панк-группы The Prodigy. Музыканты сбросили с себя (некоторые – буквально) строгие академические фраки, показав, как здорово они умеют работать в эстрадном амплуа.
В заключение нельзя не отметить колоссальную работу, которую проделал этот коллектив Белгородской государственной филармонии за последние годы, создав свой индивидуальный стиль и пестуя плеяду талантливых композиторов. Оркестр неизменно продолжает расширять границы наших представлений о национальном искусстве, доказывая, насколько неисчерпаемы возможности русских народных инструментов.