Каждый приезд Родиона Щедрина в Россию становится громким событием – иначе и быть не может, композитор как нельзя лучше соответствует постулату, который он сам нередко цитирует: «У большого искусства должна быть большая аудитория».
Но сейчас, в эпоху беспросветной пандемии, события такого масштаба никто не ожидал – и это так в стиле Щедрина! Удивить, эффектно в нужное время появиться, сделать нечто неординарное: все перечисленное есть и в его музыке, и в «составе» его личности. Время Родион Константинович выбрал идеально подходящее, поскольку с каждым днем мы все острее ощущаем дефицит общения, переживаем из-за отсутствия крупных культурных событий, которые прежде служили источником вдохновения, поддерживали и впечатляли.
Репортаж о творческой встрече с Родионом Щедриным, посвященной презентации его нового сборника хоровых сочинений, по-хорошему нужно было бы сделать в формате стенограммы. В Рахманиновском зале собралось беспрецедентно много людей, и каждый понимал, что перед ними – история прошлого, настоящего и будущего. К счастью, телевидение Московской консерватории организовало съемку, и запись станет доступной для всех. Важным было не только то, что говорил Родион Константинович, имело большое значение – как.
В хоровой сборник «Родион Щедрин. Век двадцать первый…», вышедший в челябинском издательстве MPI, вошли преимущественно самые новые сочинения. Идею сборника композитору подсказал художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьёв, детали визуального оформления – музыковед Евгения Кривицкая. Произведений последних лет в этом жанре у Щедрина оказалось не так много, и композитор, приветствуя замысел, «укрупнил» эту стезю своего творчества, которая по факту всю жизнь является для него доминантной. В хоре были его истоки: известно, что Щедрин учился у самого Александра Васильевича Свешникова – об этом композитор рассказал немало показательных в творческом и человеческом плане подробностей.
На презентации, разумеется, звучала музыка. Камерный хор МГК и Родион Щедрин – давний и плодотворный союз, связанный с дружбой композитора с основателем коллектива Борисом Тевлиным. Например, представленную «Притчу» – свой самый последний хор –композитор сочинил всего две недели назад. Щедрин послал дирижеру новый опус «по мэйлу», а тот сразу же «попробовал» произведение на репетиции с хором. Такой образец творческого процесса Родион Константинович справедливо поставил в пример молодым композиторам и исполнителям – говорил, что «это всегда было естественным» для его поколения, музыканты постоянно показывали друг другу свои сочинения, обсуждали, спорили, новая музыка неизменно находила отклик слушателей.
Камерный хор под управлением Александра Соловьёва, исполнив «Бурлеску» на стихи Асеева, «Притчу» на стихи Глазкова и три русские народные пословицы в сценической редакции Нины Нижарадзе, показал колоссальный творческий уровень. Они владеют всеми свойствами, которые нужны для успешного исполнения музыки Щедрина. Композитору не свойственен «жесткий» авангардный язык, он никогда не использует технику ради пустого эффекта. При этом технические трудности в избытке, но его суть в другом: музыка сложна не концептуально, а художественно! Драматургию в вокальных сочинениях Щедрин неизменно выстраивает от текста, поэтому важна дикция, умение логично построить смысловую фразу, которая у него зачастую «извилиста» и непредсказуема. Не случайно Щедрин иногда перед исполнением зачитывал публике стихи, акцентируя наше внимание на важности и сущности каждого слова.
Родион Щедрин много вспоминал о своей непосредственной дружбе или «знакомстве» через одно рукопожатие с поэтами, чьи стихи он избрал для сочинений, вошедших в сборник. Рассказывал о положении дел в современном композиторском сообществе в России и за рубежом – сравнивал, давал оценки. Отвечал на любые вопросы интересующейся публики. Строго говоря, раньше для композитора такие «акции» были редкостью: он нечасто давал интервью, не соглашался на такие «объемные» встречи, после создания книги «Автобиографические записки» делился воспоминаниями и подробностями лишь в узком кругу. Сегодня же, как настоящий крупный художник, чувствующий современность, он первый интуитивно почувствовал необходимость живого масштабного общения – оно, положа руку на сердце, сродни вакцине, также жизненно необходимо.
Организацию встречи под свой патронаж взял Александр Соколов – ректор Московской консерватории. Более того, он лично модерировал процесс, отличавшийся, по желанию Щедрина, импровизационностью. Александр Сергеевич сообщил о согласии Родиона Константиновича в следующий приезд, который состоится уже совсем скоро, сделать для телевидения МГК большое интервью, где они вместе в разговоре затронут широкие темы, так волнующие всех нас сегодня.