К Пасхальным праздникам вокальный квинтет musicAeterna4 подготовил новую программу «Тихий свет». В нее вошли древние византийские песнопения, русские канты, а также обработки напевов современными греческими авторами и певицами ансамбля. Концертная литургия пройдет 17 апреля в музыкальном салоне особняка Мясникова — новом культурном пространстве в историческом центре Петербурга.
История камерного «филиала» хора musicAeterna началась 10 лет назад: певицы объединились для исполнения джаза и каверов на популярные песни в свободное от хоровых репетиций время. За прошедшие годы ансамбль ушел от максимального контраста к тому, что слушатели привыкли ассоциировать с брендом musicAeterna, и стал органичным продолжением эстетики коллектива и идей его дирижера Теодора Курентзиса.
Интерес к византийской певческой традиции также связан с эстетической программой musicAeterna. Последний год в резиденции коллектива Доме Радио прошел под знаком образовательной программы «Дары Византии». А в 2018 году Теодор Курентзис представил хор Byzantina, который специализируется на древнеегречеком церковном пении, традиционно мужском.
Анастасия Гуляева, участница musicAeterna4, рассказывает: «Поначалу Теодор скептически отнесся к тому, чтобы женские голоса исполняли византийские песнопения. Греция, как и Россия, православная страна, но там другие традиции богослужебного культа: женщины в меньшей степени допускаются петь в храмах, традиционно это мужские хоры. Но в итоге Теодор очень помогал нам: консультировал по программе, посещал репетиции и подсказывал, как и что поется, настраивал нас. Византийская традиция, как и любая древняя традиция, требует погружения в культуру и кропотливой работы: нотация в древних письменных источниках другая, расшифровки есть только приблизительные, поэтому помощь Теодора и наших мастеров трудно переоценит».
Интерес солисток ансамбля к византийской культуре — это и попытка осознать истоки русских певческих традиций и найти в них смыслы, актуальные для современного человека.
«Мы собрали программу таким образом, чтобы продемонстрировать как развивалась традиция духовных песнопений: от монодии — к многоголосию, от древних образцов — к современным обработкам. В то же время нам важно показать преемственность: Византия — это исток православной традиции. К последней я принадлежу с самого детства. Я служу церковной певчей и уже много лет регентую в храме, так что русскую духовную музыку очень хорошо знаю. Она во мне живет, — говорит Анастасия Гуляева. — Программа вторит порядку богослужения в храме. Концерт, как ни крути, это ритуал, хоть мне и не хочется делать акцент на этом слове. Когда человек приходит в храм, то он воспринимает литургию как целостное событие и погружается в медитативное состояние. Нам бы хотелось добиться такого же «эффекта службы» в концертной ситуации: чтобы после тяжелого рабочего дня, переступив порог концертного зала, слушатель отрешился от внешнего мира».