В нем участвуют молодые пианисты до 16 лет включительно. О регламенте, новостях и сюрпризах конкурса главному редактору журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой (ЕК) рассказал его инициатор и художественный руководитель пианист, народный артист России Денис Мацуев (ДМ).
ЕК III Grand Piano Competition должен был пройти еще год назад, но из-за пандемии оказался отложенным ровно на год. Как вы поступили с теми, кто успел пройти видеоотбор?
ДМ К середине марта 2020-го поступило больше ста заявок, и, принимая решение о переносе, мы объявили, что все, кто прошел в очный тур, остаются, даже если им исполнится на момент начала соревнования 17 лет. Когда прошлым летом открылись залы в Москве, мы могли бы провести полумеждународный конкурс со всероссийским уклоном. Но это было бы несправедливо по отношению к зарубежным участникам. Поэтому в итоге мы перенесли сроки на 2021 год и поступили абсолютно правильно. Со всего мира мне присылают сообщения, комментарии, где не могут поверить в реальность очного состязания, с жюри и публикой в зале. Очевидно, что конкурс на фоне общемировой ситуации приобретает особую значимость. Хотя и без того, несмотря на «молодость», он уже имеет высокую репутацию.
ЕК В списке участников есть конкурсанты из Германии, Израиля, Коста-Рики, Китая… Как они попадут в Россию?
ДМ Я благодарю всех – и министра иностранных дел Сергея Лаврова, и специального представителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, и Заместителя Председателя правительства Татьяну Голикову. С июня прошлого года, когда я вижу ее подпись, мне становится на душе легче, ведь она дает разрешение на пересечение границы для выезда на концерты, фестивали и так далее. Я в этом признался Татьяне Алексеевне лично, когда мы собирались в Белом доме на совещании, так как она теперь от правительства курирует культуру, вместе с министром Ольгой Любимовой. Был очень хороший тон, хороший градус этой встречи: делается все возможное, чтобы артисты приезжали к нам с минимальными бюрократическими препонами, естественно, с соблюдением всех эпидемиологических норм…
ЕК У вас новый сайт, Инстаграм (запрещен в РФ). Какие еще новации?
ДМ Первый тур пройдет в Концертном зале Центральной музыкальной школы, где великолепный технический уровень возможностей для онлайн-трансляций.
ЕК Оба тура транслируются онлайн. Те, кто не успел включиться утром, смогут послушать вечером?
ДМ Конечно, все трансляции будут доступны и в архиве.
ЕК В списке участников есть знакомые лица: Сергей Давыдченко, Варвара Кутузова…
ДМ Регламент не запрещает участвовать повторно – любой, в том числе лауреат или дипломант прошлых Grand Piano Competition, имеет право подать заявку в общем порядке. Я никого не отговариваю, не участвую в голосовании – наблюдаю со стороны.
ЕК А кто осуществлял видеоотбор?
ДМ Все члены жюри: Борис Петрушанский, Петр Палечный, Паскаль Эсканд, Валерий Пясецкий, Владимир Овчинников, Павел Нерсесьян. Надеюсь, что, выйдя играть вживую, участники не разочаруют. Уверен, что Grand piano competition будет для них не только приятным воспоминанием, но начальной точкой для дальнейшей большой творческой жизни. Мы видим по лауреатам прежних конкурсов, насколько бурно и при этом планомерно развивается их судьба… Они не просто сверкнули и исчезли, как часто бывает на конкурсах. Победитель Второго Grand Piano Competition Сашенька Довгань, к примеру, совершила грандиозный прорыв: до пандемии дебютировала на Зальцбургском фестивале, в Концертгебау, в Театре на Елисейских полях. Григорий Соколов взял ее практически под свой патронат. Победитель Первого Grand Piano Competition Саша Малофеев также справедливо занял заметное место на международной сцене. Да все, кто участвовал в наших конкурсах, стали в одночасье известны благодаря трансляциям на портале meloman.ru, Medici.tv, получили разнообразные ангажементы.
ЕК Денис, вы всегда подчеркиваете, что Grand Piano Competition – самое справедливое состязание.
ДМ Горжусь этим форматом: конкурс заканчивается фактически на фазе видеоотбора. Участники автоматически играют и соло, и с оркестром, имея возможность показать все свои способности. Это не так, как на Конкурсе Чайковского, где с болью приходилось вычеркивать талантливых ребят из-за квоты на каждом туре. На мой взгляд, Grand Piano ушел от клише – юношеский, детский. На него смотрят, как на серьезного конкурента самым известным конкурсам. На мой взгляд, это огромная победа и заслуга всей команды. И Московской филармонии, и Министерства культуры РФ, и компании «Лукойл», которая нас поддержала в это не самое стабильное время.
ЕК Среди постоянных партнеров – и компания Yamaha, предоставляющая рояль для обладателя Гран-при.
ДМ Yamaha интересна для меня как минимум последние 25 лет. Я ведь выиграл свой Конкурс имени Чайковского именно на рояле этой фирмы. Это был ее первый конкурсный успех, а концертный, напомню, пришел, когда на Yamaha стал играть Святослав Рихтер. Он обожал сотрудников фирмы, преданных своему делу, настройщика Казуто Осато, с которым мне посчастливилось работать и дружить много лет. Он постоянно настраивал для меня инструменты и раскрыл много секретов. Высший пилотаж – когда настраивают не просто, чтобы «подтянуть колки», а под конкретного пианиста, даже под определенное произведение, под «зал». Важна сама точка расположения рояля на сцене, и Казуто знал, где и как лучше звучит. Существует огромное количество тонкостей, влияющих на общий успех концерта.
Что касается модели рояля для Гран-при, это кабинетный акустический инструмент Yamaha C3Х: мы специально думали о небольшом инструменте, чтобы он поместился в квартиру победителя.
ЕК Вы ведь выступаете не только на Yamaha?
ДМ У меня никогда не было эксклюзива – ни с производителями роялей, ни со звукозаписывающими фирмами. Для меня слова «эксклюзив» не существует, я играю и на Stainway, и на Kawai. Но Yamaha для меня – это друзья, так исторически сложилось. Сотрудники компании – фанатики своего дела в хорошем смысле слова. Они прогрессируют и находятся в постоянном поиске: звука, его объемности, не забывая об интимности. Мы постоянно на связи, я много раз бывал у них на фабрике в Хамамацу, мы обсуждаем, что можно, например, улучшить в рояле для исполнения Концерта Прокофьева, чтобы мощи хватило на трехтысячный зал…
ЕК На сайте можно подробно изучить программы. Один из участников, которому 14 лет, заявил Концерт №1 Листа. Интересно, а когда вы взялись за это сочинение?
ДМ Я приступил к изучению Концерта №1 Листа в 1998 году, за полтора месяца до Конкурса Чайковского. Сергей Леонидович Доренский мне посоветовал: «Все будут в финале играть Третий концерт Рахманинова, который станет твоим “коньком” в будущем. Но сейчас бери Листа». В этих словах – мудрость матерого профессора. Я уехал его учить в Иркутск, где мне помогла моя первая учительница, Любовь Николаевна Семёнцова – аккомпанировала на втором рояле, помогала советами, как и мой папа, конечно. Через десять дней я обыграл Концерт в Иркутске и заявил в программу конкурса. И Лист принес мне счастье.
ЕК В ваше время в 14 лет, возможно, такие сложные вещи педагоги не задавали?
ДМ Я в 14 лет играл Первый концерт Чайковского. Но соглашусь, что уровень молодого поколения впечатляет. Сейчас никого не удивишь, когда в 12-13 лет играют концерты Прокофьева или Рахманинова. В любом случае, важно не только «что», но и «как». Я посмотрел видеоотбор, и могу сказать, что в очередной раз пребываю в потрясении, как далеко шагнуло новое поколение, в первую очередь в мастерстве. Были моменты, когда я не мог оторваться, слушая присланные записи. Мы держим кулачки, чтобы это чувство потрясения осталось и при живом выступлении. Потому что случалось, что в записи артист просто гипнотизировал, а потом на публичном выступлении разочаровывал. Надеюсь, что этого у нас не произойдет. Верю в ребят. Даже непонятно, откуда это все берется в таком юном организме, как получается играть с таким пониманием, погружением в образы сложнейших произведений – пазл не сходится в голове. То ли это педагогическое чудо, то ли результат многочасовых трудов, то ли действительно божья искра, которая ощущается даже по видеоисполнению. Я временами переставал смотреть «картинку», просто слушал и наслаждался.