Шопен без эпатажа События

Шопен без эпатажа

Пианистка Елена Дроздова представила сольную программу в Новом зале Московского Дома музыки

Говорить о молодой пианистке Елене Дроздовой легко:  может быть, пока еще рано применять высокий слог и рассуждать о гениальности, но точно справедливо можно сказать, что играет она интересно.

Начнем с того, что она не идет на поводу у мейнстрима – и уже один этот факт существенно влияет на ее крепнущий успех. Сегодня, чтобы добиться популярности, многие используют «арктические» средства, не имеющие прямого отношения к музыкальному искусству. Нашей героине не свойственен эпатаж, ее образ строгий и где-то даже излишне скромный, но когда она начинает играть – «звучит» ее индивидуальность, раскрывающаяся в детально продуманных концепциях исполняемых произведений.

Концерт был целиком посвящен музыке Фредерика Шопена, и в первом отделении Елена Дроздова сыграла весь цикл из 24 прелюдий. В самую последнюю очередь хочется поднимать извечные вопросы о «женском пианизме», якобы влияющем на характер и даже на технику. В нашем случае пианистке в равной мере удаются и прелюдии трагедийного плана, и лирико-романтического. Шопеновский цикл прелюдий сам по себе многогранен по жанровому спектру и эмоциональному содержанию. Первое, на что обращает наше внимание пианистка – это контрасты и паузы. Несомненной цельности и сквозного развития цикла она добивается именно подробностями. Практически все выдающиеся пианисты записали эту музыку, и где-то в исполнении Елены «отголоски» предшественников слышны – а как иначе, если не учитывать опыт и не брать самое лучше? Но она сумела пойти дальше, и даже рискнула: трудно припомнить, кто делал такую же явную ставку на динамику – чуть увеличив ее значение, «добавив» более ощутимых динамических сопоставлений. В итоге форма каждой миниатюры неожиданно обретала более явные очертания. Кроме того, рельефно прослушивалась вся фактура (как в прелюдии №2 с ее «обостренными» хроматическими басами и диатонической «простой» мелодией).

Любопытно наблюдать, как Елена исполняет популярные прелюдии, которые у всех на слуху. И вновь никаких специальных «придумок», противоречащих музыке: если нужен, например, в мелодии прелюдии №4 диалог барочной выразительности и романтической экспрессии – он есть и решен убедительно. Заслуживает внимания прелюдия до минор, мало кому удается заметить ее скрытую «мажорность» и не проигнорировать. Здесь уже к интеллекту и техническому мастерству  «подключается» эмоциональный, человеческий фактор. Не зная лишних подробностей жизни пианистки, слышно: ей есть что сказать и что заново пережить в музыке.

Квинтэссенцией возможностей Елены Дроздовой в сфере звукоизобразительности, которой было немало и в цикле прелюдий, все же стала знаменитая Баркарола (ор. 60). Музыка образна, и можно что угодно себе нафантазировать: пианистка не навязывает сюжетность, она исполняет музыку так, что для каждого слушателя складывается своя и, что важно, конкретная история. Кроме того, ей удается хорошо передать специфику шопеновской мелодии, соединяющей в себе вокальную и инструментальную природу. И еще одно счастливое свойство стиля Елены: у нее получается достичь эффекта импровизационности, что для исполнения музыки романтической эпохи – огромный плюс.

Все, о чем уже сказано, сложилось в единый «пазл» при исполнении Еленой Дроздовой Сонаты № 3 (op. 58). Главным образом, благодаря третьей части: в ее пасторальном развитии скрыто столько аллюзий на другие сочинения Шопена, столько кратковременных смен настроений. И все было озвучено, на все обращено наше внимание.

Пожалуй, Елена Дроздова может идти таким «классическим путем», черпая вдохновение и смысл из содержания музыкальных произведений, потому что обладает редким качеством – в ней в равной степени сочетаются и обогащают друг друга и рациональное начало, и темпераментно-эмоциональное. Благодаря этой «золотой середине» по-настоящему увлекательно следить за логикой ее интерпретаций, а ценнейшая музыкальность, попросту говоря, не дает заскучать.

Карьера пианистки и дальше будет благополучно складываться, в этом нет никаких сомнений. Она закончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Владимира Троппа), уже завоевала признание на престижных международных конкурсах Листа, Рубинштейна и Юдиной. У Елены насыщенный концертных график: до пандемии она посетила с концертами Украину, Венгрию, Польшу, Австрию, Италию, Испанию, Китай, США, Германию, Голландию, Бельгию, Финляндию.

В начале двухтысячных Елену Дроздову услышал знаменитый пианист Николай Петров и назвал «уникальным дарованием». Очередным сольным концертом она не только подтвердила справедливость суждения великого музыканта, но и доказала, что уверенным шагом идет дальше.

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой