Konstantin Emelyanov <br>Tchaikovsky <br>«Мелодия» Релизы

Konstantin Emelyanov
Tchaikovsky
«Мелодия»

Заставить обратить особое внимание на запись произведений, которые в большинстве своем, кажется, играли буквально все, – задача поистине «трансцендентного исполнения». Молодой, но уже как следует «встряхнувший» публику на XVI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, пианист Константин Емельянов записал на лейбле «Мелодия» совместно с Yamaha Music (с 2019 года Емельянов – артист Yamaha) альбом, который можно было бы назвать самоуверенным вызовом из разряда «я готов к сравнениям с самыми великими», если бы не одно «но».

Петр Ильич Чайковский – композитор, любимый с детства и играемый с детства, – «лакмусовая бумажка» для определения творческой и духовной зрелости исполнителя. И Емельянов смелым и парадоксальным образом соединил в одной программе «репертуар детской музыкальной школы» с высшим техническим пилотажем, никому ничего не доказывая и ни с кем не соревнуясь. Он искренен во всем, а значит, как художник мудр. И возраст тут совершенно ни при чем.

Итак, «Времена года» (ор. 37а). Слом шаблона: взять один из самых исполняемых циклов и представить так, будто до этого его вообще никто не играл. Емельянов явно не оглядывался ни на кого из своих предшественников. Его интерпретацию порой отличает одновременно холодноватый аристократизм и некоторая отстраненность, словно философское осмысление прошлого («Январь», «Март», «Август» и особенно «Октябрь», в котором темп медленнее обычного настраивает на фаталистическую успокоенность). А порой – простота и естественность. И даже наивность первой влюбленности («Апрель» и «Декабрь» – целый спектр чувств – трепетность, надежда, ожидание чуда). Но, пожалуй, наиболее интересно и, так сказать, индивидуально прозвучал «Июнь». Пианист на этот раз максимально ускорил темп, при этом четкость мелодической линии ничуть не пострадала. Ни одной смазанной ноты – все ярко искрится, и все так неоднозначно… Словно прямая иллюстрация к роману Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде».

И что еще хочется непременно отметить у Емельянова, так это его удивительную чистоту педали. При певучем мягком звучании, свой­ственном этому пианисту, создается впечатление, что педалью он не пользуется вообще! А инструмент при этом поет!

Очень логично и продуманно «вписались» в продолжение «Времен года» три миниатюры: «Элегическая песнь» (ор. 72 № 14) и «Характерный танец» (ор. 72 № 4) из последнего фортепианного цикла Чайковского, и его ранний «Ноктюрн» (ор. 19 № 4). Если «Элегическая песнь» и «Ноктюрн» продолжали «сагановскую линию», то «Характерный танец» своей «скрытой» виртуозностью (именно так можно охарактеризовать подход к этому произведению Емельянова, который словно из последних сил сдерживал себя, играл нарочито просто, не давая эмоциям прорваться наружу) явно подготавливал настоящий взрыв!

Если Емельянов и соревновался с ­кем-то, так это с оркестром – в Allegro molto vivace (Скерцо) из Шестой симфонии П. И. Чайковского (в транскрипции для фортепиано С. Е. Фейнберга). И соревнование это явно не проиграл! Пианист словно взял «технический» реванш, «отыгрался» в прямом смысле слова за всю поэзию и «вокальную» лирику своей же программы – играл мощно, полнокровно, даже жестко, максимально «взнуздывая» темп, с ­каким-то внутренним агрессивным отчаянием.

Интересно, что, по его собственному признанию, вся концепция программы, посвященной Чайковскому, отталкивалась именно от этого произведения. Вот, пожалуй, повод вернуться к началу и переслушать альбом. Кстати, его и нужно переслушивать! Каждый раз ­какая-­нибудь новая деталь непременно привлечет внимание, заставит задуматься и… включить диск снова.