Cordevento <br>Le Plaintif <br>Brilliant Classics Релизы

Cordevento
Le Plaintif
Brilliant Classics

Основанный в 2006 году флейтистом Эриком Босграфом, гитаристом Изхаром Элиасом и клавесинистом Алессандро Пиану нидерландский ансамбль Сordevento специализируется на камерной инструментальной музыке XVII–XVIII веков. Коллектив редко радует слушателей релизами, а лидер ансамбля Эрик Босграф больше известен сольной карьерой.

Новый альбом ансамбля Le Plaintif посвящен жанру плача времен французского Великого века, это отражено даже в названии: plainte – синоним более известного итальянского слова lamento. Главными композиторами релиза выступили Марен Маре и Луи-Антуан Дорнель – известные классики эпохи, а название Le Plaintif повторяет название рондо Жака Оттетера. Блокфлейта выступает в роли основного солирующего инструмента, ее мягкий «деревянный» тембр (который временами даже напоминает этнические духовые) интонационно похож на человеческий голос, что позволяет убедительнее исполнять печальную музыку.

Пять разновидностей продольной флейты господствуют на протяжении всего альбома, за исключением клавесинной прелюдии и пассакалии соль минор Жана-­Анри д’Англебера и гитарного томбо ре минор Франсуа Кампьона, сыгранных двумя другими основателями ансамбля. Теорбист и гамбист не получили сольных композиций, их роль ограничивается группой континуо или исполнением вторых голосов (сопрановая виола да гамба).

Инструменты обладают глубокими индивидуальными тембрами, что выдает качественную реконструкцию. В буклете точно указаны оригинальные модели и имена мастеров, изготовивших копии. Музыканты создают камерный и мягкий звук, деликатно ведут фразу и полностью раскрывают возможности инструментов.

Очень внимательно выстроен плейлист: при всеобщем господстве плача и минорных тональностей, композиции контрастно сочетаются между собой, всецело захватывая внимание слушателя. Во многом контраст достигается благодаря темпам, характерам композиций и смене тембрового состава инструментов. Чередование быстрых и медленных частей естественно для французских циклов, но в случайном порядке, без участия организующей силы, не получилось бы такого эффекта.

К сожалению, ради солирующей флейты звукорежиссером эпизодически сильно убиралась на второй план сопрановая виола да гамба, исполняющая роль второго мелодического инструмента, даже в тех местах, где они играют равноправное двухголосие. Иногда флейта (тихий инструмент) настолько сильно выбивается вперед, что перекрывает собой группу континуо. Эрик Босграф в своих соло выглядит убедительно, но звуковой баланс, невозможный в живых акустических условиях, обманывает слушателя.

Le Plaintif в первую очередь адресован поклонникам инструментальной барочной музыки с глобальным акцентом на солирующую блокфлейту. Она совершенно разная: низкая и трагическая, высокая и надрывная, играющая виртуозные пассажи или медленный трагический плач. Поэтому релиз следует считать скорее продолжением сольной карьеры Эрика Босграфа, чем в качестве ансамблевой работы.