Новый сольный альбом Лизе Давидсен – второй, записанный на лейбле Decca, – представляет своего рода карту творческих интересов молодой певицы, которая, оглядываясь на свой невероятный успех до пандемии, посвящает слушателей в интимный мир размышлений о своих планах на будущее. Напомню, ее участие в спектакле «Фиделио» в Ковент-Гардене (см. № 4/2020) стало последним выходом на сцену перед долгим перерывом. Эту паузу, как любая устремленная натура, Давидсен переживала особенно остро.
Порывистая энергия, накопленная за время затянувшегося незапланированного отпуска, нашла свое выражение в арии из последнего спектакля певицы – и именно Леонора открывает альбом, посвященный музыке Бетховена, Вагнера и Верди. Свирепость образа, соединенная с таинственной магией сцены, которую Давидсен сумела сохранить в записи, сливается здесь с терпким звучанием Лондонского филармонического оркестра, выступившего верным спутником артистки.
Такой же захватывающе-бескомпромиссной звучит и концертная ария Ah! perfido, где к техническому совершенству исполнения добавлена смелая гибкость голоса, в которой слышатся ранние упорные штудии певицы в качестве барочного меццо. Эта стилистика просвечивается и в отрывке из «Медеи» Керубини. С этой же легкостью и даже ловкостью, не свойственной лирико-драматическим сопрано, Давидсен открывает средний раздел релиза с музыкой итальянских композиторов, показывая, насколько привлекательной для нее могла бы оказаться работа в этом направлении.
Самыми ожидаемыми в этом списке, конечно, оказались печальная ария Сантуцци из «Сельской чести» Масканьи и вердиевская трогательная Pace, pace, mio Dio из «Силы судьбы», выполненные с большой тонкостью и чувством и при этом не без характерных для голоса певицы интонаций внутренней тревоги и смятения. Тем интереснее звучит Ave Maria из «Отелло» Верди, поручаемая обычно голосам с более светлым тембром. Давидсен не видит никаких проблем: ее желания соответствуют возможностям, а голос отвечает плавучестью и прекрасным ровным движением в верхнем регистре.
Совсем по-другому звучат песни из цикла на стихи Матильды Везендонк, завершающие альбом. Рельеф эмоций здесь ощущается отчетливее, нежели в тех же «Четырех последних песнях» Рихарда Штрауса, записанных в прошлом году, а широкое движение голоса, подхваченное изысканным звучанием оркестра, открывает пространство уникальной строгой чувственности, для которой Давидсен, конечно, рождена и благодаря которой к ее титулу «голоса поколения» может добавиться определение «вагнеровский».