Через год Мирга Гражините-Тила покинет пост музыкального руководителя Симфонического оркестра Бирмингема, оставшись его главным приглашенным дирижером. «Троил и Крессида» – третий релиз коллектива, записанный под ее управлением. Исключительно успешным был первый, с двумя симфониями Вайнберга, отмеченный журналом Gramophone не только как лучшая оркестровая запись, но и как «альбом года». Следующие два объединены названием The British Project – в этот цикл входят сочинения крупнейших британских композиторов ХХ века; сейчас речь только о цифровых мини-релизах, позже планируется выпустить альбом из нескольких дисков.
В серии обещаны сочинения Холста и Типпета (оратория «Дитя нашего времени», не записывавшаяся около пятнадцати лет), пока же изданы «Симфония-реквием» Бриттена и сюита из оперы «Троил и Крессида» Уолтона, и этот репертуарный выбор обескураживает. И Уолтон, и Типпет записаны полтора года назад в ходе европейского турне оркестра (последнего перед выходом Великобритании из Евросоюза), где английская музыка середины ХХ века звучала наряду с более ранней (Пёрселл) и более поздней (от Джорджа Бенджамина до менее известных авторов, таких как Теа Масгрейв и Рут Джипс). Услышать подобные сопоставления имен и эпох было бы куда интереснее, чем очередную, пусть и удачную, запись «Симфонии-реквиема».
Казалось бы, симфоническая сюита из оперы «Троил и Крессида» Уолтона – совсем другое дело, отнюдь не хит, записывается всего второй раз, да и сама опера целиком записана лишь дважды. Сюиту составил композитор Кристофер Палмер, написавший музыку к фильму «Вальмон» Милоша Формана и приложивший руку ко многим другим знаменитым фильмам как аранжировщик. По его словам, он стремился воспроизвести лучшие страницы партитуры со всей бережностью, однако результат звучит как образцовая сюита из киномузыки, а не из оперы. Да, сюиты из опер или балетов часто теряют дух оригинала – и все же странно, насколько иллюстративна музыка с подзаголовком «симфоническая сюита», поделенная, как полагается, на четыре части с непременными скерцо и финалом: симфонического развития здесь нет и в помине.
Раз в несколько лет в Москве исполняется сюита из музыки Уолтона к фильму Лоуренса Оливье «Генрих V», где отсутствие глубины компенсируют яркая образность и роскошная оркестровка. Такова же сюита «Троил и Крессида», где оркестровое великолепие как будто сковано воображаемыми титрами с названиями тем: «героическая», «тревожная», «любовная» и т. д., а в особенно проникновенных моментах непременно звучит соло скрипки. Спору нет, прекрасны и переклички деревянных духовых в начале скерцо, и дуэт фагота с гобоем, очевидно, любовный, и первые такты финала, неожиданно напоминающие Малера. Но под фанфары и барабанную дробь даже слушатель со скудным воображением разглядит титр с «героической темой». В этом, кстати, сходство альбома с упомянутым диском Вайнберга, где Симфония № 21, основанная на музыке к фильму «Отче наш», больше напоминает саундтрек.