Полтора года назад исполнилось сто лет со дня рождения Вайнберга. Опасения насчет того, не станут ли его реже исполнять по прошествии юбилея, не подтвердились: за год вышло не менее двенадцати CD с музыкой Вайнберга, половина – уже в 2021 году. Хитом остается Фортепианный квинтет, авторская запись которого с «бородинцами» была когда-то единственной и притом раритетной; сегодня их не меньше дюжины, в том числе две в версии для фортепиано с оркестром. Цикл струнных квартетов Вайнберга пока зафиксирован целиком лишь раз, но уже два ансамбля собираются повторить подвиг квартета Danel. Раритетом была в свое время и единственная запись Скрипичного концерта, сделанная Леонидом Коганом и Кириллом Кондрашиным; теперь появилось еще минимум пять прочтений концерта, но в лице Гидона Кремера, Даниэле Гатти и оркестра лейпцигского Гевандхауса он наконец обрел идеальных исполнителей.
Здесь может удивить имя маэстро Гатти, скорее ассоциирующееся с Вагнером, Рихардом Штраусом, Малером; но вспомним его московское выступление прошлого сезона с Пятой симфонией Шостаковича. Оказалось, эту музыку дирижер чувствует, как родную, – неудивительно, что он нашел подход и к Вайнбергу. Кремер исполнял концерт со многими дирижерами, в том числе с Владимиром Юровским в Москве, и довел свою интерпретацию до блеска. Темпы здесь медленнее, чем у большинства других скрипачей, а с контрастами Кремер работает искуснее их: когда та или иная тема повторяется, во втором проведении она всегда звучит как бы в полемике с первым.
Сходства с Шостаковичем в этой записи меньше, чем в прочих (хотя он все равно то и дело вспоминается), зато слышнее черты романтического скрипичного концерта: так, самое начало неожиданно напоминает Бруха. Сильнее трогает третья часть, где особенно заметна интонация Вайнберга, которую ни с чьей не спутаешь, а бодрый финал, как у него часто бывает, вызывает оторопь: это попытка быть «заодно с правопорядком» или фига в кармане? Трудно не вспомнить письмо Шостаковича Исааку Гликману: «Я нахожусь сейчас под большим впечатлением [от] Скрипичного концерта М. С. Вайнберга, который великолепно исполнил скрипач-коммунист Л. Б. Коган. Это прекрасное произведение. В подлинном смысле этого слова. И скрипач-коммунист великолепно его исполняет». В преданности Шостаковича Вайнбергу сомнений нет, но не касается ли его ирония по поводу партийности Леонида Когана и некоторых черт самой музыки?
Почти одновременно с концертом создана Соната для двух скрипок, записанная всего во второй раз, – с Кремером играет Мадара Петерсоне, концертмейстер его оркестра Kremerata Baltica. Сразу вспоминается очевидный образец – аналогичная соната Прокофьева, – но никакого сходства с нею нет, хотя на шестой минуте и слышится вдруг тема из «Огненного ангела». Соната выгодно отличается от концерта отсутствием героического пафоса, индивидуальностью интонации и драматургии: вторая часть как будто усыпляет томительной квазибарочной мелодией, чтобы незаметно подвести к подлинной трагедии, а третья вновь удивляет тем, как часто финалы сочинений Вайнберга непохожи на типичные финалы. За что среди прочего мы его и любим.