«Вам повезло, Вы сегодня на вечере премьер!» – именно этими словами меня встретил Станислав Малышев перед началом концерта, и был абсолютно прав. Музыкальный вечер стал частью первой в истории России программы Sound Review Союза композиторов России и «Фирмы Мелодия». Проект нацелен на охват современной академической музыки, начиная с 2000-х годов. На данный момент выпущено шесть альбомов в цифровом формате, и это далеко не конец. Запись следующей части планируется в июне, куда войдут произведения композиторов сразу из трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Все это создано для расширения музыкального кругозора слушателей, а также как доказательство, что интересная современная музыка существует не только в столице, но и далеко за ее пределами.
«Мне нравится играть все новое, что еще не обросло традициями. Если в будущем что-то из этого станет вечной классикой, мне будет очень приятно», – резюмировал маэстро Малышев и начал готовиться к выходу на сцену. Зрители же в это время понемногу заполняли зал. Как только занимаешь свое место, в голове сразу появляется множество вопросов. Например, насколько сильным будет погружение? Получится ли понять все с первого раза? Последнее как никогда актуально в случае с авангардной музыкой, и далеко не каждый слушатель способен создать в мыслях нужный образ и связать его с сутью произведения. В этой связи еще больше возрастает важность задачи донести главное до ушей даже самых неподготовленных слушателей. Этому помог в том числе зрительный ряд по бокам сцены, проецирующий на стены короткие видеофрагменты и фотографии.
Программа концерта представляла собой путь. Интересно, что отправной точкой послужила пьеса «Как старый шарманщик» Леонида Десятникова. Композитор называет такие пьесы «оммажами», а их главной задачей является «комментирование» известных академических музыкальных тем. На этот раз в его сетях оказалась песня Шуберта «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь».
«Перевалочным пунктом» стал Концерт для скрипки, струнного оркестра и ударных Александра Радвиловича. Название не несло в себе черт программности, а значит слушатель отправился в свободное плавание и волен был представлять себе самые фантастические картины.
Атмосферу рассвета и пробуждения птиц воссоздала Ольга Викторова в своем произведении «Птицы начинают волноваться за 10 минут до рассвета». В названии уже заложен ответ, но насколько очаровательна возможность композитора самому рассказать о предстоящей музыке. Выйдя к сцене, Ольга поведала историю появления пьесы, связанную с поездкой на море, а также сразу предупредила, что ничего сложного в музыке не предвидится. Интересно было услышать и об источнике вдохновения: «Благодаря победе в конкурсе композиторов в 2011 году, я была в Берлине, и мне удалось найти в нотном магазине знаменитейший “Трактат о ритме, цвете и орнитологии” Оливье Мессиана. Он был убежден, что птицы являются посланниками бога. Значительная часть обаяния и волшебства, спрятанная в моей работе, связана именно с верой французского композитора, что птицы поют по божественным законам».
В музыке крылась своя философия – радоваться каждому новому дню и уметь наслаждаться такими простыми вещами как утренний туман или первый багрянец неба на горизонте. Состояние медитации, полного погружения и расслабления, и даже колоссальное сочетание индивидуальных тембров оркестра не привнесло никакого напряжения. Два солиста – Азат Нургаянов и Станислав Малышев, как два вожака стаи-оркестра, расположились по краям сцены и время от времени «перекидывались» репликами.
Два отделения соединил «Остров Мантсинсаари» Кирилла Уманского, задуманный для серии «Карельских островов». Изначально пьеса была написана для скрипки и органа, но специально для концерта композитор создал переложение для камерного оркестра, которое наиболее полно раскрыло использованные композитором техники: додекафонные и сонорные эффекты, необычное сочетание тональностей. Сразу вспоминается триптих ноктюрнов Дебюсси, только в карельском ключе.
Ярким заключительным штрихом стали произведения Леонида Гуревича. Первой прозвучала поэма для скрипки и оркестра, в которой тематизм отдаленно напоминал Третью симфонию Скрябина с ее главным лейтмотивом: «Аз есмь!» Вторая пьеса находилась на полярно противоположном эмоциональном полюсе, близкому к скерцозным образам Прокофьева, и неспроста – Каприччио для скрипки и симфонического оркестра оказалось посвящено именно этому композитору. Судьбоносно, что на днях исполнилось 130 лет со дня рождения великого отечественного классика, и завершение концерта стала своеобразной данью памяти.
Интересно, что в программы концертов фестиваля современной музыки «Concordia» Александр Сладковский добавляет произведения композиторов более раннего периода для уменьшения дистанции между слушателями и новой музыкой. На концерте «Брависсимо, скрипка!» такого не планировалось, да и не требовалось.
С улыбками на лицах, Станислав Малышев и дирижер Анна Гулишамбарова, руководитель Камерного оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной поклонились и покинули сцену, пусть не под бурные, но под теплые овации. Состав оркестра соответствовал немногочисленному количеству присутствующих, но от этого еще больше укреплялась связь между музыкой и слушателями.
При выходе из зала, невольно обращаешь внимание на различные высказывания о вечере, доносящиеся со всех сторон. С некоторыми людьми даже получилось обменяться впечатлениями. «Мне все понравилось. Ранее я слушала современную музыку, но больше ходила на балетные постановки. А сейчас, слушая пьесы в исполнении камерного симфонического оркестра, сложными произведения не кажутся», – сказала молодая девушка с первых рядов партера. Ее партнер же оказался на концерте подобной музыки впервые, но, по его словам, все образы были легки для восприятия. Звучали дифирамбы конкретным номерам. Например: «Шарманщик – улетное произведение. Восторгаюсь всеми скрипичными вещами. А насколько шикарно звучат струнные и ударные, не передать словами». И лишь где-то вдалеке послышалось грустное: «А у меня заболела голова…».
Большинство было покорено, а это главное. Вечер премьер прошел успешно и остается надеяться, что казанская публика еще не один раз проскандирует вслед новой музыке: «Брависсимо!»