В Ярославле проходит XIII Международный музыкальный фестиваль под артистическим руководством Юрия Башмета. Год назад пандемия сбила традиционные сроки проведения, заставив перенести проект на осень. Однако сейчас, несмотря на «опасное число» 13, ситуация оказалась более благоприятной. «То, что сейчас мы можем вернуться к нашим обычным датам, к праздничным датам в мае, лишний раз говорит о том, что культурная жизнь восстанавливается, – подчеркнул Юрий Башмет. – Несмотря на то, что в Ярославле мы были с фестивалем не так давно – в октябре, нам постоянно приходят запросы – публика ждет, просит премьеры. И пока в мире ситуация с концертной жизнью очень тяжелая – в Европе, например, музыкальная жизнь замерла! – у нас есть возможность дарить слушателям праздник, фестиваль. И не просто фестиваль, но фестиваль с мировыми премьерами!»
Одним из таких громких событий обещает стать новая работа композитора Александра Чайковского (АЧ) «Хроники Александра Невского». О подробностях мировой премьеры автора расспросила Евгения Кривицкая (ЕК).
ЕК Александр Владимирович, это ваша третья историческая опера за последние полтора года. Чем объясняется такое погружение в «дела давно минувших дней»?
АЧ Мне действительно интересно, каждый раз понимаешь, что, по сути, реально мало знаешь о тех событиях. Может быть, относительно больше представлений у меня было о «Слове о полку Игореве», а вот о деянии святых Бориса и Глеба я до начала сочинения оперы вообще ничего не знал. Про Александра Невского, как и все, читал, что он выиграл две битвы – Ледовое побоище и драку со шведами, налаживал контакты с монгольским ханством. Но о подробностях также не имел представления, пока не погрузился в сочинение музыки. Например, осталось описание внешности Александра Невского: оказывается, он был высоким, сильным, красивым парнем, с детства занимался военным искусством, развивал себя, был блестящим солдатом; у него была жена, Александра, из хорошего княжеского рода. О тех древних временах сохранилось достаточно много сведений, документов. И то, что мы проходили в школе, это малая часть, одна пятидесятая от того, что известно.
ЕК Можно сказать, что такие постановки несут и просветительский аспект?
АЧ Безусловно. Мотивация браться за исторические темы в том числе связана и с этим: мы, к сожалению, собственную историю знаем плохо.
ЕК Когда сочиняешь музыку в честь таких великих личностей, как избежать соблазна впасть в пафос?
АЧ Трудный вопрос. Я ставил себе задачу показать в первую очередь их «живыми» людьми – со своими проблемами, семьями, детьми, сделать эти фигуры более многогранными. У нас в «Хрониках…» введен образ отца Александра Невского, напутствующего сына. Скажем, есть деталь в дуэте Александра Невского и его жены Александры – он ее не видел до свадьбы, она видела его украдкой, но при этом они полюбили друг друга. Тогда же браки назначались. Такие личные детали, если они известны, надо обязательно включать в такое действо. Тогда герой становится ближе и понятнее.
ЕК В «Сказе о Борисе и Глебе» вы выбрали необычный состав оркестра. Что услышит публика в «Хрониках Александра Невского»?
АЧ Тут я взял четверной состав оркестра, совершенно классический. В отличие от «Сказа о Борисе и Глебе» нет никакого синтеза академического и народного. А большой симфонический оркестр нужен, так как есть моменты, когда хотелось мощного звучания. В «Борисе и Глебе» эту мощь «делали» сводные хоры.
ЕК Но в «Хрониках…» тоже серьезная партия хора. И вы для них придумали всякие «штуки» – необычные приемы.
АЧ Конечно, раз такой состав оркестра, то и хор должен быть большой. А что касается трактовки хора, то моей главной задачей было как можно дальше уйти от Сергея Сергеевича Прокофьева, от его супергениальной кантаты «Александр Невский». У нас хор по сюжету «изображает» войско Александра: это вчерашние мальчишки, ему и самому было около 20 лет, когда он со шведами выиграл битву. И они как бы себя накачивают словами: «Наша земля, наша вода, наш небосвод, время идет. Враг у ворот, выйдем на лед…». А в остальных случаях хор поет или вокализ, или разные слоги, дающие звукоизобразительный эффект. Так что я хор во многом использую как еще один «инструмент», точнее, как инструментально-шумовую группу оркестра. Потому что как только начинаешь думать о каких-то словах для хора, то сразу понимаешь, что попадаешь в параллель с Прокофьевым, «перебить» которого совершенно нереально. Нельзя же написать лучше, чем «Вставайте, люди русские» – это же шедевр. И я пытался уйти от встречного боя, который заведомо проиграю. Поэтому, к примеру, финал у меня молитвенный, а не пафосный.
Мне хотелось обратиться к истории Александра Невского с другого ракурса: повторять кантату, которую я очень люблю, у меня бы и не получилось.
ЕК Вы, констатируя, что у Прокофьева гениальная кантата, все же взялись за тему Александра Невского. Значит, у этого материала потенциал не исчерпан?
АЧ Конечно, мы, по сути, реконструируем его биографию, то, чего в кино и потом в кантате не было. Мы с либреттистом Дмитрием Макаровым хотели показать разные коллизии его жизни. На счет потенциала – многое все равно осталось «за кадром», не исключаю, что кто-то еще проявит интерес и напишет большую оперу об Александре Невском.