Российскую премьеру “33 вариаций” Ганса Цендера представят в Перми

11.05.2021
Российскую премьеру “33 вариаций” Ганса Цендера представят в Перми

«Тридцать три вариации на тридцать три вариации по Вариациям на вальс Диабелли Бетховена Ганса Цендера» — так целиком звучит название этого произведения. Ганс Цендер (1936—2019) — немецкий композитор и дирижер, прославившийся изобретенным им жанром «сочиненная интерпретация». Он представил его в 1991 году, «пересочинив» прелюдии Клода Дебюсси. Затем, в 1993-м, композитор исследовал в этом жанре «Зимний путь» Франца Шуберта, а спустя четыре года — «Фантазию» Роберта Шумана.

За «Вариации на вальс Диабелли» Людвига ван Бетховена Цендер взялся значительно позже: в 2011 году, уже в конце своего творческого пути. Как и в случае с вокальным циклом Шуберта «Зимний путь», эту работу он проделал по просьбе немецкого ансамбля современной музыки Ensemble Modern. По словам Цендера, он много лет не решался подступиться к бетховенским «Вариациям» из-за священного преклонения перед оригиналом.

«Вариации» Бетховена были созданы как часть коммерческой идеи венского издателя и композитора Антона Диабелли. В 1819 году он предложил известным музыкантам написать на определенную тему вариации для фортепиано — по одной от каждого. В число тех, кто создал собственные «Вариации на вальс Диабелли», вошли 50 самых известных композиторов того времени, в том числе Ференц Лист, которому на тот момент было всего семь лет, и Франц Шуберт. Было в этом списке и имя Людвига ван Бетховена. В отличие от своих коллег, он написал не одну, а 33 вариации — монументальное произведение, почти час музыки.

«Сочиненная интерпретация» Цендера деконструирует и заново воссоздает произведения Бетховена и Диабелли. Композитор стирает исторические расстояния между ними и сегодняшним слушателем и дает современные ключи для восприятия музыки прошлого.

Артем Абашев, главный дирижер Пермского театра оперы и балета: «Цендер разбирает произведение Бетховена на части и создает собственную конструкцию, новое пространство, новое произведение искусства. Можно сравнить это с тем, что скульптура мастера эпохи классицизма предстает теперь перед зрителем как современный урбанистический объект. В этой партитуре заложены виртуозные партии. И я рад, что сейчас в театре есть такая команда музыкантов, которая обладает достаточным мастерством, чтобы сыграть это произведение на мировом уровне».