В этом году он совпал с Пасхой, большими праздничными каникулами и потоками устремившихся сюда по воде и суше «внутренних туристов». Колокольные звоны и музеи, как и концерты в Зале имени Л.В.Собинова и спектакли в Театре драмы имени Ф.Волкова, показали, насколько эффективным в наше ковидное время может оказаться альянс занимательного краеведения, индустрии гостеприимства и популярной классики.
На вступительной пресс-конференции директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко сознался, что в этом году для участников и гостей башметовского фестиваля скупать гостиничные номера пришлось оптом и поштучно. Скупали их не только в самом Ярославле, но и в пригородах – таким был поток ежедневно доставляемых на автомобилях и скоростными поездами московского и петербургского направлений музыкантов, известных артистов театра и кино в не то чтобы ах какие многочисленные, но требующие до непредставимости разных сил фестивальные проекты.
Кроме вечерних, играемых на городских площадках, программ состоялись традиционные выезды башметовской команды в близлежащие Рыбинск, Тутаев и поселок Красные Ткачи; дневные мастер-классы для исполнителей на духовых и барочных инструментах. К оркестру «Новая Россия» и ансамблю «Солисты Москвы» добавились зарубежные гости – пианист Давид Фрэ (Франция), брасс-ансамбль Фестиваля в Гштааде (Швейцария), контратенор Клинт ван дер Линде (ЮАР), камерный оркестр «Солисты Загреба» (Хорватия). Такое количество зарубежных гастролеров, с одной стороны, сигналило о грустноватых реалиях Европы, откуда в Ярославль музыканты соглашались ехать «пачками». С другой же – настаивало, буквально, на героизме организаторов, всеми способами – через МИД и прочие дипслужбы – согласовывавшими массу новых формальностей ковидной эпохи: от маршрута перелетов до прививочных справок.
Из-за ковида отменился визит барочного ансамбля Les Muffatti (Бельгия). К счастью, их удачно «подменили» аврально (за ночь!) собранным коллективом из семи молодых московских барочников. Под управлением Александры Кореневой (клавесин) клавирный и двойной скрипичный концерты Баха (солировали Роман Филипов, Иван Наборщиков), альтовый концерт Телемана (солист – Павел Романенко) плюс несколько проаккомпанированных «привозному» контратенору генделевских арий (из «Ринальдо» и «Юлия Цезаря») изумили тем качеством стильного профессионализма, артистизма и виртуозности, о котором иным стационарным коллективам мечтать и мечтать.
Из пестрой программы вступительного гала-концерта выделялись цикл песен Бенджамина Бриттена на стихи английских поэтов («Серенада для тенора, валторны и струнных») с отважным, огромного диапазона лирическим тенором Ярослава Абаимова и виртуозно-запредельная мандолина Екатерины Мочаловой, тряхнувшей струнами в миниатюрах подзабытого советско-грузинского классика Сулхана Цинцадзе. Местная хоровая капелла «Ярославия» выдала два раритета – «Элегическую песнь» Бетховена и вивальдиевский псалом Lauda Jerusalem, вообще-то сочиненный для двух хоров, – но где ж их разместишь в милейшем, губернских пропорций концертном помещении?
Гораздо вольготнее жилось моноспектаклю «Гамлет» с Евгением Мироновым, сразу во всех ролях представшимна сцене и на большом видеоэкране легендарного Волковского театра. На любимого артиста публики пришло тьма, и даже если бы Шекспира не перемежали фрагменты музыки Шостаковича к драматической постановке Николая Акимова (1932) и фильму Григория Козинцева (1964), успех все равно был бы обеспечен. Так умно построила это реалити-шоу с большим оркестром и одним-единственным актером режиссер Марина Брусникина.
В свободное от концертов и спектаклей время к услугам фестивальных гостей был красивый центр города, с магистральным кластером церквей XVII века вдоль Которосльной набережной, под углом переходящим в музейный променад вдоль Волжской набережной. Зайдя в Художественный музей, расположенный в особняке, построенном по приказу Александра I и приютившем в дореформенные времена восемнадцать ярославских губернаторов, сложно не оценить пригожести европейского интерьера и занимательной русистики живописной экспозиции, начатой большим кабинетным портретом первого насельника этих стен губернатора Александра Безобразова. Он был реформатором тюрем (во имя «человечности») и создателем Библейского общества. В общем, прекраснейший человек, отец двенадцати детей и блюститель ни разу им не «пролонгированных» – ни в Тамбове, ни в Ярославле, ни в Петербурге – собственных губернаторских полномочий.
По соседству – в бывшем Доме Общества врачей, где вплоть до рубежа ХХ-ХХI веков располагался родильный дом, чудом джентрификации смотрится размещенная здесь после тотальной реконструкции частная коллекция фарфора, самоваров и прочей утвари, собранная почетным горожанином Вадимом Орловым. Незадолго до своей кончины в 2016 году он выкупил этот особняк, на личные средства отреставрировал его. Теперь здесь в стеклянных витринах второго этажа, глазам не веря, видишь оригиналы и русские копии мейсенского фарфора, коллекцию «Народы России», выполненную в 1862 году на Гарднеровском заводе к 1000-летию Руси, совершенно непонятные в современном быту «спичечницы» и «коробочка “Пчела”» Кузнецовского завода. Ну а после сотворенных по рисункам Кукрыниксов шаржированных фарфоровых бюстиков Станиславского и Качалова спускаешься в бывшие погреба с коллекционными самоварами, чайниками для сбитенщиков и кофейниками. Там можно провести еще несколько часов. Но время не ждет, и пора возвращаться на фестиваль, слушать разную музыку, извлекая – как изюмины из кулича и шедевры из спонтанных коллекций – те сочинения и тех исполнителей, к мыслям о которых так приятно возвращаться в Москву.