Первая европейская ласточка События

Первая европейская ласточка

О событиях фестиваля «Музыка открывает границы» в Нижнем Новгороде

В Нижегородской филармонии состоялся концерт международного фестиваля «Музыка открывает границы», представившего публике известнейшего пианиста Михаила Аркадьева и сербское сопрано Марию Елич, впервые гастролирующую в Нижнем Новгороде.

О самом фестивале практически ничего не известно, в некоторых источниках он и вовсе называется фестивальным проектом Ларисы Габитовой – пианистки и дирижёра, концертмейстера Мариинского театра, которая также посетила Нижний Новгород и параллельно провела несколько своих выступлений: мастер-класс по вокалу в детской школе искусств имени А.И. Хачатуряна, а также театрализованный концерт с квартетом местной филармонии.

Жаль, что артистам был выделен только Малый зал, хотя такой тандем мог бы привлечь и большее внимание, ведь Мария Елич, чей сольный ангажемент ожидался в самом Карнеги-холл в этом марте (но пока оказался отодвинут на осень), словно первая европейская ласточка, заглянувшая в Нижний Новгород в этом концертном сезоне (с известными ограничениями), а Михаила Аркадьева – знаменитого в прошлом аккомпаниатора Д. Хворостовского – меломанам особо представлять не надо.

Певица представила на концерте итальянский репертуар – арии из опер Пуччини и Верди, обратившись к безусловным хитам этого периода музыки. С первых же звуков – а ими стали ария Лауретты из «Джанни Скикки» и рассказ Мими, – можно было понять, что Мария обладает большим оперным голосом, рассчитанным на пространство театра, драматическим сопрано густого тембра, с которым она умеет искусно управляться: запомнились её яркие и свободные высокие ноты, моментальные переходы от форте к пианиссимо, которые не раз она демонстрировала, отчетливость и содержательность её итальянского. Драматический посыл читался во всех ариях, что исполняла певица, однако ей удавалось в некоторых случаях его смягчать, придавая голосу окраску легкого сопрано (такую трактовку мы услышали в двух номерах из «Богемы» – «Меня зовут Мими» и в номере «Прощание Мими») или в единственном романсе среди арий, спетом на русском языке – «Здесь хорошо» Рахманинова.

Аккомпанемент Михаила Аркадьева поначалу был несколько неопределенным (в первую очередь из-за излишней педализации), в первых номерах ещё не была достигнута та гармония, то единое дыхание с певицей, что позже установились на концерте. Одним из впечатляющих на концерте стало исполнение артистами монолога Чио-чио-сан, где мы услышали звучание рояля близкое к оркестровому, со всем разнообразием тембров этой красочной музыки. Пианист выступил и сольно, включив в репертуар вечера также широко популярные сочинения: ноктюрны Шопена си-мажор и до-диез минор и три прелюдии Рахманинова из разных опусов. Исполнив Шопена в антиромантическом ключе – временами ударным звуком (хотя и с интересными рубатными отклонениями темпа), к Рахманинову артист подошел более чутко – в интерпретации было и разнообразие оттенков, и широкое дыхание, словно подчерпнутое из симфонической музыки, и убедительная агогика, и игра разными психологическими состояниями как внутри, так и – особенно – на стыке прелюдий. В итоге три прелюдии предстали как интереснейший цикл, презентующий самые яркие грани рахманиновского творчества (порядок прелюдий был таков: ранняя до-диез-минор, затем – соль мажор op.32 и соль минор op.23).

Выступление, вопреки устоявшейся традиции заканчивать вокальный вечер чем-то ликующим, завершилось сгущенно-минорной арией Леоноры из «Силы судьбы» Верди: как кажется, драматическая стезя концерта и харизма самих артистов сделали такое окончание не менее убедительным и по-своему кульминационным. Возможно, что в будущем мы ещё раз услышим Марию Елич в Нижегородской филармонии – на своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) она поделилась кадрами репетиции с симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Матвиенко над Четвертой симфонией Малера.