В Пермском театре оперы и балета 28, 29 и 30 мая состоятся две премьеры. Хореограф Антон Пимонов и дирижер Артем Абашев представят одноактный балет «Концерт № 5» на музыку Сергея Прокофьева. Еще одним событием вечера станет «Польский бал» — второй акт оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Постановку 1939 года на пермскую сцену переносит балетмейстер Елена Баженова.
И для руководителя Пермского балета Антона Пимонова, и для главного дирижера театра Артема Абашева имя Сергея Прокофьева можно считать знаковым. В «Концерте № 5» хореограф уже в четвертый раз обращается к музыке этого композитора. За предыдущий балет — «Скрипичный концерт № 2», названный критиками «интеллектуально изысканной работой», — он получил премию «Золотая Маска» (2016).
Артем Абашев считает Прокофьева композитором, близким ему по духу: «Пианист. Симфонист. И большой шутник. Всё это есть в его музыке. Она удобна для игры на инструменте и дирижирования, невероятно эффектная и потому часто исполняемая. Ты не можешь от нее оторваться, потому что тебя все время захватывает в круговорот музыкальных событий».
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром соль мажор (1932) характеризуют напористость и «токкатность», резкие и неожиданные переходы между музыкальными «планами». Всё это находит отклик в хореографии Антона Пимонова. Приверженец неоклассического направления, он, подобно Прокофьеву в концертном жанре, отступает от романтической традиции и создает балет иного типа — в котором танец эквивалентен музыке и сливается с ней в единое, неразделимое целое.
Антон Пимонов, руководитель Пермского балета, хореограф: «Музыку Прокофьева не нужно делить на «балетную» и «не балетную». Конечно, мы должны радоваться, что для балетного театра он написал «Ромео и Джульетту», «Золушку», «Каменный цветок», «Шута», «На Днепре», «Блудного сына», но и другие его произведения не меньше вдохновляют на хореографию. Мне лично близки его акценты, паузы, гротеск, невероятно глубокая лирика — это есть практически во всех его произведениях. С его музыкой хочется работать, анализировать ее, слушать, слушать, слушать, просчитывать, обнаруживать синкопы, пробовать трактовки разных исполнителей. Она настолько прилипает ко мне (в хорошем смысле слова), что я становлюсь болен ею. И так каждый раз — все четыре обращения».
Выбор «Польского бала» — так принято называть второй акт оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки — для премьеры в год 150-летия Пермского театра не случаен. Именно с этого спектакля ведет свою историю Пермская опера.
Действие второго акта оперы разворачивается во дворце польского короля Сигизмунда III, празднующего предвкушаемую победу над русскими. Глинка создал «Польский бал» как цельное произведение со своей музыкальной и сюжетной драматургией, которое в системе «свое — чужое» противопоставляется миру Москвы. Возможно, поэтому его довольно часто называют симфонической сюитой, состоящей из четырех частей: полонеза, краковяка, вальса и мазурки.
Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась в Мариинском театре в 1836 году, а в 1939-м в обновленном виде она была поставлена сразу в Большом театре и Ленинградском (Мариинском) театре оперы и балета.Над воссозданием хореографии Сергея Кореня и Андрея Лопухова, сочиненной в 1939 году для ленинградской премьеры, в Перми работает солистка Мариинского театра Елена Баженова.
В постановочной команде обеих премьер вечера — сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Татьяна Ногинова. История их сотрудничества с Пермским балетом насчитывает уже около 10 лет. Для «Польского бала» постановщики приняли совместное решение не восстанавливать эскизы Федора Федоровского к спектаклю 1939 года, а придумать абсолютно новые костюмы и декорации.
Татьяна Ногинова, художник по костюмам: «Мы создали в прямом и переносном смысле пышную коллекцию для «Польского бала» в Перми. Думаю, она получилась удивительная. Это образ некоего великосветского приема, с аллюзиями на польскую культуру, но в восприятии современного человека. То есть что-то похожее на прошлый век в отражении современной моды».
Вместе с двумя премьерами 28, 29 и 30 мая зрители увидят балет «Когда падал снег», поставленный для пермской сцены хореографом Дагласом Ли в 2014 году. Он дополнит трехчастную композицию этого вечера: прошлое — настоящее — будущее Пермского балета. Первый спектакль («Польский бал») — классический, хореографический шедевр первой половины XX века; второй — часть текущего репертуара театра («Когда падал снег»); и, наконец, третий — новая постановка в современной хореографии («Концерт № 5»).