«Вольный стрелок» – жемчужина немецкой романтической оперы. С первых спектаклей, состоявшихся в июне 1821 года в Берлине, опере сопутствовал невиданный успех. Известный поэт и теоретик романтизма Эрнест Теодор Амадей Гофман писал: «Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы…». То было абсолютной правдой – с появлением «Вольного стрелка» в Германии закончилось господство итальянской оперы и началось становление немецкой романтической национальной оперы. Вагнер писал: «Он (Вебер) не хотел согласиться с тем, что источник подлинной мелодии надо искать в мелодизме Россини…»
В России «Вольному стрелку» повезло меньше, чем в странах Западной Европы: хотя он нередко ставился в XIX веке /российская премьера состоялась в Санкт- Петербурге в 1824 году, а в следующем году опера под названием «Волшебный стрелок» была представлена в Москве/, в ХХ веке ее ставили всего лишь трижды – в Мариинском театре (1901), затем в СССР – в Бурятском театре оперы и балета (1957) и Опере Львова (1965), а в XXI веке единственным обращением к «Вольному стрелку» стала постановка Дмитрия Белова и Юрия Кочнева в Саратове (2002).
Что побудило обратиться к романтическому шедевру Вебера художественного руководителя оперы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александра Тителя: «Для меня эта опера – младшая сестра «Волшебной флейты» Моцарта и старшая сестра «Руслана и Людмилы» Глинки. Все эти оперы связаны между собой: их лейтмотив, помимо волшебства и потусторонних сил, – становление молодого человека через преодоление серьезных препятствий, как физических, так и морально-этических. Постановка была задумана еще до того драматического периода, который все еще переживает все человечество, – пандемии COVID-19. Когда мы с художником и дирижером рассуждали о том, что человек все больше и больше переходит в виртуальный мир, а иногда путает мир виртуальный и реальный, мы и представить себе не могли, что вскоре на много месяцев уйдем в этот самый виртуальный мир. Герои нашего спектакля – реальные люди, наши современники, которые занимаются разработкой компьютерных игр. Они придумывают игру «Вольный стрелок». Нам кажется, что опера может «поговорить» о том, как в результате сталкиваются on- line и off-line миры, взаимозаменяемы ли они…»
Вместе с Александром Тителем оперу ставят немецкий дирижер, музыкальный руководитель Фрайбургской оперы Фабрис Боллон, знакомый российской публике и критикам по постановке оперы «Тангейзер» Вагнера в МАМТе, сценограф Юрий Устинов и художник по костюмам Ирина Акимова.