Deutsche Grammophon сделал великолепный подарок накануне юбилея Марты Аргерих не только виновнице торжества, но и всем почитателям ее исполнительских трактовок и, безусловно, музыки Клода Дебюсси. Диск с музыкой композитора-импрессиониста включает в себя Виолончельную сонату, Фантазию для фортепиано с оркестром, три симфонических эскиза для оркестра «Море», а также Сонату для скрипки и фортепиано соль минор.
Компанию Аргерих на альбоме составили Даниэль Баренбойм вместе с сыном-скрипачом Михаэлем, молодой австрийско-иранский виолончелист Киан Солтани, а также Берлинская государственная капелла.
Аргерих исполняет на диске Фантазию для фортепиано с оркестром, записанную в Вене в зале Musikverein с Берлинской государственной капеллой под управлением маэстро Даниэля Баренбойма. Впервые пианистка сыграла это произведение в год 100-летия смерти Дебюсси именно с Капеллой и Баренбоймом. В том же 2018 году произошла и запись Фантазии для данного альбома. Это ранее сочинение французского композитора по стилю значительно отличается от его зрелых произведений. В нем прослеживаются переходные моменты традиционной подачи классического фортепианного концерта и широты романтических гармоний, преобладания медленных темпов. В представлении Марты Аргерих здесь меньше собственного «я», нет присущих ее игре блеска и самолюбования как солистки, а есть больше подчинения оркестру и воле дирижера. Отличный баланс, который всецело направлен на раскрытие замысла композитора.
Даниэль Баренбойм на данной пластинке выступает не только в роли дирижера, но и пианиста. Он аккомпанирует сыну Михаэлю в Скрипичной сонате, а также вместе с молодым виртуозом Кианом Солтани исполняет Виолончельную сонату.
Киан Солтани очень интересный виолончелист, которого всячески поддерживает старший Баренбойм. Он является концертмейстером виолончелистов в оркестре «Западно-восточный Диван», которым руководит Баренбойм. Известность Солтани получил благодаря исполнению Тройного концерта Бетховена в рамках тура с оркестром в 2015 году. Хотя сонату ре минор записывали многие виолончелисты, у Солтани она выглядит свежо и обновленно. Конечно, играть с мастером Даниэлем Баренбоймом – это чудо. Ведь его фортепианное вступление в первой части (Prologue) задает направление всей сонате, но и Солтани не отстает. Он перенимает эстафету от маэстро, и дальше вместе они создают свой звуковой шедевр. Классическая аккуратность в начале сонаты перерастает в неожиданную смену динамических оттенков. И так происходит во всех частях сонаты. Очень яркое forte и филигранное piano (особенно во второй части, Sérénade), игра контрастов – так можно назвать исполнение Солтани и Баренбойма. Очень точный, конкретный звук, сдержанность и запланированная резкая смена динамики – получилась новая интересная трактовка.
А вот в Скрипичной сонате больше экспрессии и традиционной романтической широты. Семейный дуэт Баренбоймов, кажется, так хорошо чувствует друг друга. Музыка первой части (Allegro vivo) сразу льется свободно, уверенно, заполняя все пространство. Интермедия (2 часть) и финал – это торжество света и утверждение стиля Дебюсси.
Трехчастная симфоническая пьеса «Море» в исполнении Берлинской государственной капеллы напомнила произведения Римского-Корсакова. Сказочные гармонии, восточные интонации, изобразительность музыки и изумительное звучание одного из старейших оркестров Германии создают атмосферу нахождения в концертном зале.