Фестиваль имени великого писателя Андрея Платонова с 2011 года проходит на его родине, в Воронеже. Художественный руководитель, идеолог и организатор Платоновского фестиваля – режиссер Михаил Бычков, основатель Воронежского Камерного театра. В регламенте престижного смотра, давно ставшего одним из главных в стране, есть награда (в солидном денежном исчислении – тоже).
Платоновская премия дается ежегодно «за создание выдающихся произведений в литературе, театральном, музыкальном, изобразительном искусстве, за новаторское развитие гуманистических культурных традиций». Искусство может быть каким угодно: в разные годы награду получали, например, Андрей Битов, Лев Додин, Александр Сокуров и Михаил Плетнев.
В 2021 году премия присуждена петербургскому композитору Леониду Десятникову.
На церемонии награждения в Камерном театре показали небольшой фильм. В нем было сказано о биографических вехах. Что Десятников один из самых исполняемых композиторов в России, у него есть инструментальная музыка, оперы и балеты, а среди талантов, с которыми маэстро сотрудничал, – например, Гидон Кремер и Алексей Ратманский. Во вступительном слове Михаил Бычков напомнил, что ныне отмечен «выдающийся творческий деятель современности», а заместитель председателя правительства Воронежской области Олег Мосолов назвал награждение «кульминацией фестиваля».
Сам Десятников рассказал, как два года назад, когда он приезжал в Воронеж, обнаружил, что музыкальная часть Платоновского фестиваля, «не являющаяся профильной», предлагает самое лучшее и самое первоклассное. «Так говорят о тех, чьи вкусы совпадают с нашими», – иронически добавил Десятников. И констатировал, что по факту награждения он встроился в «ряд сверхлюдей, получавших эту премию».
Разумеется, состоялся вечер музыки. Алексей Гориболь, пианист и многолетний соратник композитора, в начале концерта вышел на сцену тихо, без аплодисментов, и сразу заиграл. Это была музыка Десятникова из трех кинофильмов: «Титры» из «Подмосковных вечеров», «Самоубийство Марка» из «Москвы» и «Ноктюрн» из «Мании Жизели». Фрагменты кино показывались на экране. Алиса Фрейндлих судьбоносно красила губы, героини Ингеборги Дапкунайте и Галины Тюниной проживали женские драмы, раздолбанный автомобиль ехал по такому же мосту, книги и человек с отрешенным взглядом летели вниз с горы, а в музыке были те же рвущие душу «было и стало», та же элегия и пропасть, только, пожалуй, сильнее. В послесловии Гориболь подчеркнул разницу между музыкой в кино (то, что делал Десятников) и саунд-дизайном. Пианист назвал композитора «сорежиссером».
А дальше было удивительное. Десятников (что он делает, мягко говоря, нечасто) сел за рояль и сыграл четыре «Буковинские песни» из большого цикла. В авторской трактовке они были похожи на азартный джаз. С внезапной настойчивой переменчивостью ритмов-настроений, с отдаленной бодростью советских песен и «дрожью» переработанного фольклора, с колкими остротами синкоп и хроматизмов и вольным разрастанием мотивов и тем в нескольких тональностях. Это триумф коротких музыкальных форм, образующих форму большую. Как будто лаконичная ностальгия по детству, проведенному рядом с радиоточкой, транслирующей карпатские мелодии, стала демиургом, созидающим бесконечные миры.
В финале вечера пришла «Любовь и жизнь поэта» – цикл для тенора и фортепиано на стихи поэтов-обэриутов. Еще один образец того, как композитор умеет чувствовать великое в малом, а малое – в великом. И как одно перетекает в другое с эффектом бумеранга.
Спел выпускник Молодежной оперной программы Большого театра Тарас Присяжнюк, сыграл Алексей Гориболь. В трактовке певца фатальный абсурд действительности обретал жалостливость, а драма экзистенции – необходимую шалость («трагически-шаловливой» некогда назвала эту вещь Белла Ахмадулина). «Музыка Десятникова не может не затрагивать, потому что она, с одной стороны, узнаваема, а с другой – неожиданна», – говорит Присяжнюк. «С удовольствием возвращаясь к этому циклу, нахожу что-то новое. Каждый номер – как отдельная жизнь, которую нужно пропустить через себя за короткое время, найти вокальные краски, передающие трагическую иронию. Моя задача – спеть так, чтобы не навредить написанному и, в силу своих возможностей, раскрыть эту многогранную партитуру» .
…К какому только «изму» не пытались прикрутить сочинения композитора Десятникова. Часто вспоминали прозу Владимира Сорокина, но не только. Не обошлось без лоскутного одеяла, центона, коллажа и постмодернизма, да и сам композитор, со свойственной ему самонасмешкой, в таком русле говорил. Но это лишь первый слой. Внутри него (да простит меня Десятников, не любящий пафоса) живет потаенная лирика. Есть сильное чувство, просто оно не однозначно (вот совсем) и не выставлено напоказ.
Я уже писала, что искусство Десятникова есть «движение разнонаправленных музыкальных воль, сведенное в конгломерат». Скажу больше: высокие слова о его сочинениях не кажутся девальвацией. Как, впрочем, и невысокие. В этом весь Леонид Аркадьевич. Музыка его – вверху и внизу, она всё обнимает. Если пафос, то он исследует сам себя. Если ирония, то она чревата нежностью. Опусы композитора – загадка, иногда даже мучительная, ибо диалектика противоположностей, отрицание отрицания и прочие философские дефиниции к ней применимы, но совсем ее не исчерпывают. Слушаешь, и кажется, что все понятно, сейчас найдешь умное сравнение, и сердце с разумом успокоятся, но не тут-то было. Через минуту звуковая конструкция разбивается вдребезги, установка на что-то определенное летит в тартарары, и ты испытываешь чувства и мысли, прямо противоположные прежним.
Десятников говорит о безнадежности, о конце надежды – и одновременно ее вселяет. Он неизменно саркастичен и неизменно горяч. Перед нами творец, ускользающий от определений. Вот главная авторская особенность. Понимая это, вы ухватите суть блистательного звукового круговорота земли и неба.
А слушателям дано приключение – внимать, как в звуках площадная банальность непринужденно скачет к высоким истинам и обратно. Тема этой музыки – бренность. И если мироздание молчит, что ж, творцу остается пожать плечами. За здравие и за упокой.
Эта музыка, хоть с цитатами, хоть без, говоря просто, пленяет. И она красива, даже когда «уродлива». Вот, кстати, примета классической европейской музыкальной традиции.
Слушая Десятникова, готовьтесь к полетам во сне и наяву.
Такая необходимость.