Проект, инициированный директором Собора Верой Таривердиевой, проходит в третий раз. В 2018 году в Калининград привозили «Московский дворик» Василия Поленова. В 2019-м выставлялась картина Константина Коровина «Открытое окно. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина». А в этом году выбор пал на полотно известного русского художника-абстракциониста Василия Кандинского «Импровизация 7» (1910, холст, масло).
«Кандинского я мечтала привезти в собор давно, – рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова. – Мне казалось, это будет что-то невероятное, потому что само имя великого русского художника неразрывно связано со всеми европейскими культурами: он принадлежит и немецкой культуре, и французской – последние годы своей жизни Кандинский провел во Франции. Это художник мирового масштаба. Многие великие музеи мира: и европейские, и американские – делая проекты, связанные с модернизмом, историей русского авангарда, европейского авангарда, – мечтали бы получить во временное пользование картину Кандинского. Он находится в персональном зале Третьяковской галереи на Крымском валу, где развернута постоянная экспозиция искусства XX века. И для того, чтобы отправить “Импровизацию 7” в Калининград, мы сняли ее со стены, где картина обычно висит, а остальные работы просто более свободно развесили: заменить эту картину там нечем. Не остановили даже проблемы с транспортировкой: мы всей душой хотели, чтобы этот проект состоялся».
Открытие сопровождалось концертом Международного фестиваля «Орган +». В этот вечер «Импровизация 7» Василия Кандинского попала в резонанс звучания фортепиано и органа. Михаил Кандинский – пианист, внук художника, ныне живущий в Японии, выпускник Московской консерватории и Лондонской Королевской Академии Музыки, исполнил произведения Скрябина и Метнера. А органистка и композитор Екатерина Мельникова специально сочинила пьесу, названную в честь картины «Импровизация 7».
«Я постаралась почувствовать то настроение, те гармонии, которые заложил художник – и передать их в нотах, – говорит Екатерина. – Когда я впервые увидела картину в оригинале, мне стало очевидно, что движение мазка создает определенный ритм. В картине есть цветодвижение под фактуру самой краски, есть направление и постепенное ускорение и устремление ввысь. Мне этот ритм надо было почувствовать. Тогда я пошла в Третьякову на Крымском валу и, оставшись наедине с картиной в зале, сидела, импровизировала». А в Калининграде дуэт Мельниковой – Кандинского с успехом представил премьеру.
Выставка продлится до 19 июля. «Для Третьяковской галереи, которая строит в Калининграде свой филиал, очень важно присутствовать на художественной сцене региона в ближайшие годы, – комментирует генеральный директор Зельфира Трегулова. – Сейчас мы можем работать здесь только на площадках наших партнеров, среди которых уже давно – фестиваль “Орган +” и Вера Таривердиева. Мне кажется удивительно точным и правильным соединение визуального искусства и музыки. Этот формат мы будем использовать и в своем пространстве в Калининграде».