Проект КоOPERAция, придуманный режиссером Екатериной Василёвой четыре года назад, заметно оживил ландшафт современной оперы. Собранные Екатериной команды молодых композиторов, драматургов и режиссеров предложили гроздь ярких компактных спектаклей, которые прошли на самых разных площадках от Малой сцены Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко до полей и долин популярного пленэрного фестиваля «Архстояние». Актуальная молодежная тематика, широкий диапазон стилей от крайнего авангарда до почти мюзиклового языка привлекли внимание публики и профессионалов. И вот – новый поворот: КоOPERAция-2021 посвящена музыкальному театру для детей и подростков, о чем Екатерина и ее подопечные рассказали на презентации проекта в московском театре «Новая Опера».
Опера и дети – тема вечная и животрепещущая. Кто застал перестройку, наверняка помнит дискуссию, рожденную газетной статьей «Кому он нужен, этот Ленский?». Тогда авторы лихого письма в редакцию проговорили то, что крутилось на языке у «продвинутой» части общества: Пушкин с Чайковским-де неинтересны молодежи, ей подавай рубилово рока… Насколько такая позиция наивна и антикультурна, показали все последующие десятилетия с их очередями в кассы Мариинского театра или Пермской оперы, с аншлагом на круглых столах Теодора Курентзиса по музыкальному театру, наконец, со скандалами вокруг «Детей Розенталя» в Большом театре или «Тангейзера» в Новосибирске.
И когда Катя Василёва, уже поработав несколько лет на КоOPERAции с молодыми сочинителями, решила «опустить» возрастную планку своего проекта до подростковых лет, она, по ее собственному признанию, была «сметена хлынувшим потоком из многих десятков заявок».
Подростки в проект были приглашены на два направления – это музыкально-театральный блогинг и собственно драматургия оперы, то есть придумывание сюжета и написание либретто. Композиторов позвали уже состоявшихся, с высшим образованием (да не с одним), с солидным списком творческих работ. Все-таки, решили организаторы, сочинение музыки оперы, пусть и детской, требует вполне взрослой профессиональной вооруженности. С одним важным уточнением: для всех отобранных ребят это был дебют в жанре оперы, что в какой-то степени уравняло их со впервые пробующими свои творческие силы детьми.
К включению в проект детей Катя отнеслась с особым тщанием. Будущие блогеры и драматурги (в основном московские школьники, но приехал в сопровождении родителей и мальчик из Краснодара) прошли интенсивные двухнедельные занятия на базе театра «Новая Опера», где наблюдали подготовку спектаклей, слушали рассказы композитора Петра Поспелова, оперных критиков Юлии Бедеровой и Аи Макаровой, участвовали в баттлах с режиссером Василием Бархатовым и директором «Новой Оперы» Антоном Гетьманом, даже ездили на экскурсию в Сколково, где знакомились с новыми, в том числе музыкальными возможностями современной цифровой техники. Несколько образовавшихся блогерских команд уже завели подкасты, где рассказывают о театральной музыке, причем касаются не только академических азов вроде «что такое крещендо и диминуэндо», но и, например, театрального слэнга. В который, кстати, погрузили и публику презентации, причем тема оказалась настолько увлекательной, что корреспондент «Музыкальной жизни» тоже включился в угадывание смысла выражений «курица пробежала» и «зазерниться». Увы, не угадал: первое, оказалось, значит, что актер, чем-то отвлеченный, потерял фокус образа, а второе – что, наоборот, он этот самый фокус, или зерно, нашел.
Но главным содержанием тех двух недель было формирование замыслов будущих восьми камерных опер. Юных либреттистов, помимо всего прочего, отбирали с помощью творческого задания – написать «Оду самому нелюбимому школьному предмету». Понятно, с ним справились лишь самые креативные ребята, способные на иронию и самоиронию.
Что же интересует сегодняшних начинающих Да Понте и Гисланцони? Да, конечно, вечные темы любви, власти, обладания – но с иной стороны, чем их коллег сто и двести лет назад. Если тогда 99 процентов сюжетов вращались вокруг конфликта между страстью и общественными правилами, то сегодня главный смысл – найти контакт с миром, обрести друга, а в конечном счете – понять свою собственную суть, увидеть, в чем ты должен изменить себя, не изменяя себе. Так в этих будущих операх появляется девочка, чья двойка по химии обретает форму натурального хвоста, и ей, а заодно родителям с педагогами, надо понять, что с этим делать; клоун, которому вместо откушенной львами руки предстоит осваивать мир электронным протезом; грабитель, раненный при задержании и в коматозном бреду сражающийся с монстром, олицетворяющим его грех; мальчик и девочка, которые не дружат между собой, но им дается задание вместе соорудить макет дикобраза, и это колючее существо помогает осознать, что не всегда лучшее средство решать проблемы – жалящие иголки; бизнесмен, больше думающий о бизнесе, чем о собственном сыне, и этот обделенный отцовской любовью мальчик, которые вместе сталкиваются в лесу со смертельной опасностью…
Современны и средства, которые предложили молодым композиторам устроители КоOPERAции – это техника категории Art & Science, предоставленная лабораторией Playtronicaи, по сути, превращающая всю сцену в единый интерактивный музыкальный инструмент. Звучат и те самые иголки дикобраза, и светлячки, появляющиеся в лесу, когда отец с сыном, наконец, восстанавливают контакт, и даже следы героя на сцене, производящие гармоничный аккорд, если тот движется к цели, или бьющие по слуху диссонансом, если он сбивается с пути. В одном из спектаклей – «Риччи Львиное Сердце» – по замыслу юного драматурга Софии Самсоновой и композитора Вячеслава Жукова, исполнители вместе со зрителями должны взяться за руки, и это породит звуковую гармонию.
Символика прекрасная – но ведь помимо символики в опере еще должна быть яркая музыка. Будем надеяться, что Елене Вайнберг, Анне Шатковской, Лидии-Марии Кошевой – воспитанникам таких мастеров, как Ефрем Подгайц, Юрий Воронцов, Алексей Ларин, или тому же Вячеславу Жукову – пианисту, поучившемуся еще и во ВГИКе у самого Сергея Соловьёва, как и другим их коллегам, удастся чутко воплотить замыслы Феди Глинкина и Миши Саулко, Насти Лабутиной и Вероники Чижевской, а также Василисы Овчинниковой, Лиды Носыревой, Марьяны Леухиной, Димы Белова, Тины Тоидзе… Насколько оправдаются надежды – узнаем в октябре на итоговых спектаклях проекта в «Новой Опере».