Несмотря на свою молодость (десять лет для событий подобного масштаба возраст почти детский), фестиваль уже стал одной из визитных карточек региона. Причин тому несколько.
Удачно найденный формат, соединивший воедино театр, музыку, хореографию, визуальные искусства и литературу; особый дар художественного руководителя фестиваля режиссера Михаила Бычкова – умело сформировать программу, грамотно расставить акценты и пригласить в город действительно неординарных личностей; наконец, само время – начало июня, когда город расцветает в своем летнем убранстве.
Нынешний фестиваль испытал на себе последствия пандемии, тяжелым катком прошедшейся практически по всем культурным институциям, но вопреки всем сложностям сумел порадовать поклонников разных видов искусств. Ядром фестиваля стал «Воронежский кейс», впервые опробованный в 2020-м, когда в течение нескольких дней подряд на разных городских площадках показывались лучшие спектакли и премьеры, созданные в городе. В этом году «Воронежский кейс» был представлен в первый летний уикенд и кроме показа спектаклей и перформансов, созданных в местном пространстве, включил в себя и лекции о новых театральных форматах.
Программа «Воронежского кейса» стартовала 3 июня параллельным показом сразу двух спектаклей. Театралы отправились в Драматический на поставленную Владимиром Петровым чеховскую «Пьесу без названия» (первую пьесу 18-летнего писателя), а поклонники современной хореографии наполнили зал Воронежского Камерного, дабы оценить работу приступившей недавно к руководству танцевальной группой театра Виктории Арчая. Придуманный Викторией пластический спектакль «Сны Междуречья» был сконструирован по правилам все более набирающего ход в России контемпорари дэнс. Пять героев в обтягивающих костюмах телесного цвета (Мария Беленева, Николай Гаврилин, Наталья Неповинных, Олег Петров, Александра Тиунова) под электронные музыкальные композиции (в числе которых был саундтрек Армана Амара к знаменитому фильму «Человек» Яна Артюс-Бертрана) в течение часа разыгрывали некий абстрактный сюжет, изображающий по замыслу постановщицы «путешествие по разным уровням снов и состояниям людей». Спектакль собирался, опять же по признанию режиссера, в процессе проработки отдельных сцен, и эта заложенная номерная структура хорошо чувствовалась в общей драматургии, пульсирующей то динамично и очень живо, то наоборот провисающей из-за повторяющихся приемов (например, бег по кругу). Самая сильная сцена оказалась как раз в точке золотого сечения, ближе к финалу – великолепный дуэт, в котором пара выполняла практически акробатический номер: героиня могла легко забраться по спине партнера, встать у него на плечах, а затем рухнуть вниз с тем, чтобы быть подхваченной сильными мужскими руками.
Устроенный на следующий день после балета перформанс «Жители родного города» авторами был обозначен как «site-specific опера» (опера, ориентированная на конкретное место) по мотивам рассказа Андрея Платонова. По задумке композитора Даниила Посаженникова и художника Анны Костриковой участники перформанса должны были «ощутить сопричастность с судьбой Воронежа и услышать его голос через звучание музыкальных инструментов, через пропевание городом самого себя». За час до полуночи зрители собрались на стоящей в некотором отдалении от центра города станции «Воронеж-Курский», откуда специальная электричка повезла всех на главный железнодорожный вокзал. Передвижение в ночной электричке, во время которого авторы концепции зачитывали тексты Платонова, должно было создать особое романтическое настроение, однако яркий свет не давал возможности созерцать ночные пейзажи, а проходящие по вагонам чтецы больше походили на предлагающих мороженое и мелочевку продавцов. На перроне станции «Воронеж-1» началась музыкальная часть перформанса: расставленные по перрону музыканты (вокалисты и аккордеонист) имитировали гудки, вступая в своеобразный диалог с издающими звуковые сигналы настоящими поездами (для машинистов была создана настоящая партитура). Это чем-то напоминало сцены из фильмов об охотниках, где те специально подражали голосам птиц и зверей, дабы приманить их к себе поближе.
Главное музыкальное действо происходило внутри просторного зала ожидания, в центре которого расположился оригинальный ансамбль, состоявший из скрипки, арфы, мандолины и большого барабана, а по периметру были расставлены стулья для слушателей. Издаваемым инструменталистами кластерным созвучиям вторили окружавшие их хористы Воронежского оперного театра и звучавшие с балкона народные голоса из ансамбля «Воля». Раздававшиеся по громкой связи объявления о прибытии поездов Москва – Грозный и Санкт-Петербург – Сухум тоже оказались включены в общее действо. Нараставшее в музыке напряжение в конце концов разрешилось в благозвучный мажорный аккорд, подпевая которому зрители и музыканты высыпали на привокзальную площадь.
Опыт художественного освоения городского пространства по-своему был представлен и в остальных перформансах. Не обошлось и без эксцессов. Так, из-за недопонимания с руководством железной дороги был сорван марафон Полины Кардымон «Котлован», которая должна была три дня рядом с дамбой железнодорожного моста под чтение знаменитой повести Андрея Платонова заниматься выкапыванием траншеи. Впрочем, один день поработать лопатой художнице все-таки удалось, весь процесс был заснят на видео и затем семичасовым роликом, напоминающим японский дзен, был выложен в YouTube. Танцевальному представлению «Новая земля», поставленному хореографом Анной Щеклеиной на Петровской набережной, препятствие учинила уже небесная канцелярия, обрушив на зрителей и танцоров хороший летний ливень. Впрочем, по признанию некоторых зрителей, это лишь усилило общее впечатление, а связанные с изливавшимися с небес потоками неудобства компенсировала великолепная облачная симфония над водами Воронежского водохранилища.
Важной частью фестивальной программы стал большой круглый стол, на котором руководство и приглашенные из разных регионов и стран гости смогли обсудить насущные проблемы современного театрального искусства и поделиться опытом проведения различных мероприятий. Презентуемые фестивали были очень разными. Конечно, по масштабу фестивалю уличных театров в Архангельске трудно тягаться с посвященным современному танцу крупнейшим в мире форумом Dance Inversion, проводимым в Большом театре (увлекательно рассказавшая о достижениях этого фестиваля художественный руководитель Ирина Черномурова даже не стала открывать примерный бюджет, ограничившись замечанием, что он «очень большой»). Однако каждый из спикеров, независимо от проблем, стоящих в том или ином регионе, транслировал важную мысль, что живое искусство невозможно без энтузиазма, увлеченности и талантливых артистов, которых, без сомнения, можно назвать главным ресурсом нашей бескрайней родины.