Нечаянная радость События

Нечаянная радость

В Мариинском театре открылась еще одна Камерная сцена

Если точнее, она называется так: «Камерная сцена Концертного зала Мариинского театра имени С.В.Рахманинова». Прекрасный, нежданный-негаданный сюрприз от Валерия Гергиева, который он презентовал публике в разгар фестиваля «Звезды белых ночей».

А действительно, кто, если не он? Вспомним, именно Гергиев первым и чуть ли не единственным в стране заговорил о необходимости строительства и реконструкции акустических залов. Сказал – и сразу приступил к делу. Собственно, именно он и запустил этот процесс – так  в 2006 году появился первый в России ХХI века Концертный зал мирового класса (Мариинский-3). Потом комплекс Новой сцены – большой оперный зал с четырьмя камерными площадками (Мариинка-2). Гергиев же был одним из инициаторов строительства «Зарядья», реконструкции Омского концертного зала, помог возрождению филармонии Владикавказа. Именно благодаря ему в 2006-м мы впервые услышали имя японского инженера Ясухисы Тойоты, который создал акустику Мариинского-3 (только потом в портфолио Тойоты появились такие знаменитые залы мира, как Дом музыки в Хельсинки, Парижская и Эльбская филармонии). В России он продолжал сотрудничать с Гергиевым: филармония Владикавказа, «Зарядье» и теперь вот младшая сестра Концертного зала – Камерная сцена – тоже дело рук Тойоты. Коллеги сбились со счета: какой порядковый номер у этой мариинской площадки? Если не считать зала в Репине, на даче Валерия Абисаловича (также сконструированного Тойотой), то восьмой. Но если приплюсовать еще и филиалы во Владивостоке и Владикавказе, то мы выходим на цифру 12.

Признаюсь, меня безумно интересует тема концертных залов. А уж когда где-то появляется «новорожденный», то всегда хочется  в числе первых увидеть-услышать-сравнить-оценить. И вот, наконец, встреча с новым пространством. Признаюсь, сначала  я была даже разочарована: малюсенькая сцена-подиум, на которой, кажется, едва помещается рояль. Тесная, узкая, вытянутая аудитория, в которой могут разместиться 200-250 человек в партере и на балконе. Пол плоский – с задних рядов партера видимость не очень. По форме вроде бы традиционная «обувная коробка» (наиболее распространенный в мире тип акустических залов), но не все так просто. Как справедливо заметил Валерий Гергиев, фирменный стиль Тойоты – избегать прямых углов, создавать коронные «волны». И тут, конечно, все так и есть: вот они, знакомые волнообразные линии на стенах и потолке – поскромнее, конечно, чем в «Зарядье», но тем не менее. Изящна и лаконична линейная (ленточная) подсветка, но главное впечатление – акустика. Я попала на концерт корейского пианиста, победителя Конкурса Шопена Сон Чжин Чо, который после основного выступления со Вторым бетховенским концертом в Мариинском-3 дал рецитал на Камерной сцене в серии «Белые ночи на бис». Равель («Ундина», «Скарбо») и Шопен (Скерцо №№ 1 и 2, Ноктюрн) были сыграны каким-то неземным, божественным звуком. И едва слышные, вкрадчивые ноты, и тихая лирика, и бравурные пассажи одинаково радовали слух. И было уже совершенно все равно: узкий этот зал или широкий, плоский или поднимающийся, большой или маленький. Важна акустика, и как не согласиться с Денисом Мацуевым, который, открывая вместе с Валерием Гергиевым новую сцену, назвал эту сцену «бриллиантом». Помимо всего прочего, Денису нравится близость публики, эдакая «безбарьерная среда», которая здесь возникает, и он намерен и в дальнейшем выступать здесь.

Валерий Гергиев, который долгое время держал создание зала в тайне, тем не менее признался, что задумал его еще двенадцать лет назад, а возведение длилось четыре года. До последнего было неясно, в честь кого он будет назван: тут у маэстро был целый список композиторских имен – Лядов, Рубинштейн… Но в итоге победил Рахманинов.  Полагаю, выбор обусловлен несколькими соображениями. Прежде всего, это значительная фигура, однако до сих пор не увековеченная в Санкт-Петербурге, хотя Сергей Васильевич поучился здесь в консерватории и неоднократно приезжал в город. К тому же грядет 150-летие со дня его рождения в 2023 году, а заодно и новый рахманиновский конкурс, который готовит Денис Мацуев. Ну и наконец, музыка классика, прежде всего фортепианная, как нельзя более форматна для этой сцены. Маэстро  Гергиев говорил на открытии о том, что произведения Рахманинова звучат в мире «каждую минуту». Ясно, что здесь она тем более будет часто звучать – как и вообще русская музыка, на которой планируется поставить особый акцент: возможно, мы услышим здесь циклами Чайковского, Лядова, Скрябина, Рахманинова, Метнера,etc. Худрук театра предполагает, что эта сцена будет отдана в основном молодым музыкантам, солистам и ансамблям, а также небольшим хорам. Хотя очевидно, что и мэтры не преминут попробовать на вкус «маленькое да удаленькое» творение Тойоты, и будут правы.

Стартовая афиша для «обкатки» зала выбрана на редкость удачно: фортепиано/виолончель соло в упомянутом оригинальном формате «Белые ночи на бис» – это часовой или чуть меньше концерт после основной программы. Приятный бонус для зрителей, пришедших в июне на концерты  Дениса Мацуева, Сон Чжин Чо, Дмитрия Маслеева, Алексея Мельникова, Яна Лисецкого, Алексея Володина, Даниила Трифонова, Нарека Ахназаряна и Златомира Фанга. Недаром они так рвутся наперегонки сюда, занять место поближе к сцене. Да и просто любопытно побывать в один вечер в совершенно разных мирах и пространствах, оценить новую, с иголочки, сцену. К тому же это не требует никаких сверхусилий: надо пройти всего метров десять по улице. У «младшей сцены» свой, отдельный вход, хотя она и соединена с Концертным залом в единый комплекс «Мариинский-3». Значение новоявленного «малыша» будет только расти, особенно когда на реконструкцию встанет Историческая сцена (Мариинский-1). «А здесь может идти по два-три концерта в день», – сказал Валерий Гергиев.