Как Цезарь Кюи учил цесаревича Алексея фортификации и музыке События

Как Цезарь Кюи учил цесаревича Алексея фортификации и музыке

На Малой сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац состоялась премьера оперы «Красная Шапочка»

Сегодняшним посетителям концертов и спектаклей вряд ли известно, какая царила атмосфера в любительских салонах или на домашних концертах крупных вельмож России в начале XIX столетия. Георгий Исаакян, руководитель Театра Сац, неутомимый новатор-­выдумщик, и в то же время хранитель традиций русского театра, предлагает: «Давайте поиграем в домашний театр – трогательный и в ­чем-то наивный, где все роли исполняют члены одной семьи, пусть и царской. Здесь игрушки из детской становятся частью сценического действия, двуглавый орел – простой лесной птичкой, а ковер на полу – картой таинственного леса».

Нет ничего загадочного в том, что для организации домашнего спектакля был приглашен именно Цезарь Кюи, который обучал цесаревича Алексея и музыке, и фортификации: уроки с ним очень нравились царственному отпрыску, которого, как и всех членов семейства, ожидала столь трагическая судьба. Но пока все четыре сестры готовились к участию в домашнем спектакле. В силу этого партии всех героев оперы-­сказки исполняют женские голоса, включая хищного Волка (на премьере его бесстрашно воплощала Екатерина Ковалева). Главной же героиней, естественно, стала сама Красная Шапочка (талантливая Мария Деева), которая своим постоянным появлением в разных сюжетных приключениях прочно связывала отдельные звенья общей драматургической канвы оперы. Эпизодические роли достались Анне Рябченко (Мама Красной Шапочки) и Людмиле Максумовой (Бабушка героини сказки Шарля Перро). Уже до начала действия на сцене появлялся цесаревич (персонаж хоть и без пения, но все равно самый значительный). Как и на известных фотоснимках, он был в матроске, и, выйдя, удобно усаживался в маленькое кресло спиной к зрителю с большим плюшевым мишкой в руках. Алексей не менял своей позы на протяжении всей 50-минутной оперы. Так, видимо, он олицетворял главное – сделанное в его честь трогательное посвящение композитора, что предваряло ноты оперы «Красной Шапочки» в первом ее издании.

Отметим еще одну интересную деталь, характеризующую в «Красной Шапочке» массовую сферу. Речь идет о роли хора и оркестра – важнейших участников детской оперы. Театр объединил всех участвовавших хористов, а их в детской опере (поименно, со званием) двадцать пять участников. Этому хоровому tutti дается очень точное название: «Повествующий хор». Он, словно в греческой трагедии, целиком отдан нарративному коллективному образу, комментируя все события, что уже имели место быть, или предсказывает то, чему сейчас будет посвящена очередная сцена-­эпизод. Хор, как и герои, состоит исключительно из женских голосов, о которых можно было бы сказать образной формулировкой Лескова в его знаменитом «Левше» – это «разговорные женщины, где каждая выступает как самостоятельный персонаж». Из этой массы выстраиваются и камерные хоры-ансамбли: Охотники (пять голосов), Дровосеки (четыре действующих лица).

Но ведь, как известно, уж совсем без мужчин в опере обойтись трудно, и тогда появляется еще как бы одна хоровая группа, состоящая из Гувернеров, Кукловодов, Капельдинеров, Истопников и Дядек! Шестеро лирических персонажей используются и как «рабочие сцены»: меняют постоянно ее интерьер (в Малом зале придумана сценическая выгородка, трансформирующаяся с помощью матерчатых драпировок, очерчивающих разные объемы авансцены), ­чем-то конкретным дополняют атрибутику мелькающих достаточно контрастных эпизодов. Последнее очень важно для организации энергичного темпоритма спектакля.

Юлия Юренкова – Гувернантка/Грибочек, Анна Малькина – Красная Шапочка, Олеся Титенко – Гувернантка/Бабочка, Людмила Верескова – Гувернантка/Цветочек, Григорий Потёмкин – Наследник Алексей Николаевич

Особо скажем об оркестре – он камерный (струнный квинтет в тройном составе и деревянные духовые в полном звучании плюс ударные инструменты). Оркестр располагается в правой стороне Малого зала, где играются многие прекрасные спектакли театра (такие, например, как «Игра о душе и теле» Кавальери, «Женитьба» Гречанинова). Левый простенок зала отдан роялю, вокалистам, которые объединяются в дуэты (певица и фортепиано), трио (певец, фортепиано, скрипка, флейта). Эти как бы салонные «вкрапления» прекрасно оттеняют зрелищную часть домашней оперы, к которой подключены еще видеопроекции и киноврезки. Разумеется, во времена цесаревича Алексея сценография была совершенно иной, но то была эпоха Серебряного века. В XXI столетии «Красная Шапочка» изменилась в отдельных своих музыкальных деталях, иным, естественно, стало и литературно-­музыкальное прочтение детской оперы Кюи. Либретто Марины Поль представлено в редакции Георгия Исаакяна, режиссера постановки, музыкальная версия для камерного оркестра принадлежит Владимиру Белунцову, художники-­постановщики – Валентина Останькович и Филипп Виноградов. Отрадно, что за каждой группой действующих лиц (хоры и их корифеи) закреплен свой вид пластических движений (хореограф Олег Кожанов, хормейстер Ксения Кулакова).

В Театре имени Наталии Сац давно сложилась замечательная традиция создавать премьерные буклеты как важные артефакты, сопутствующие успеху спектакля своей точно и тонко подобранной информацией. Так было и в этот раз, когда к созданию буклета были привлечены крупные специалисты в сфере русской музыки: профессор Ирина Скворцова, доцент Елена Потяркина, а также известный историк Игорь Зимин. Фотомонтаж архивных снимков дополнил знания об эпохе Цезаря Кюи, родоначальника и мастера детских опер.

«Красная Шапочка», напоенная простыми (но не упрощенными), притягательно красивыми мелодиями, изящными танцевальными движениями и ритмами, наполнена Добром и Волшебством. Смотрю на пеструю детвору (с мамами и бабушками), до отказа заполнившую Малый зал театра, и вижу – равнодушных нет. Музыка Кюи и любимая сказка в убедительной и интересной версии захватили юного зрителя-­слушателя Музыкального театра имени Н. И. Сац.

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»