Сегодняшним посетителям концертов и спектаклей вряд ли известно, какая царила атмосфера в любительских салонах или на домашних концертах крупных вельмож России в начале XIX столетия. Георгий Исаакян, руководитель Театра Сац, неутомимый новатор-выдумщик, и в то же время хранитель традиций русского театра, предлагает: «Давайте поиграем в домашний театр – трогательный и в чем-то наивный, где все роли исполняют члены одной семьи, пусть и царской. Здесь игрушки из детской становятся частью сценического действия, двуглавый орел – простой лесной птичкой, а ковер на полу – картой таинственного леса».
Нет ничего загадочного в том, что для организации домашнего спектакля был приглашен именно Цезарь Кюи, который обучал цесаревича Алексея и музыке, и фортификации: уроки с ним очень нравились царственному отпрыску, которого, как и всех членов семейства, ожидала столь трагическая судьба. Но пока все четыре сестры готовились к участию в домашнем спектакле. В силу этого партии всех героев оперы-сказки исполняют женские голоса, включая хищного Волка (на премьере его бесстрашно воплощала Екатерина Ковалева). Главной же героиней, естественно, стала сама Красная Шапочка (талантливая Мария Деева), которая своим постоянным появлением в разных сюжетных приключениях прочно связывала отдельные звенья общей драматургической канвы оперы. Эпизодические роли достались Анне Рябченко (Мама Красной Шапочки) и Людмиле Максумовой (Бабушка героини сказки Шарля Перро). Уже до начала действия на сцене появлялся цесаревич (персонаж хоть и без пения, но все равно самый значительный). Как и на известных фотоснимках, он был в матроске, и, выйдя, удобно усаживался в маленькое кресло спиной к зрителю с большим плюшевым мишкой в руках. Алексей не менял своей позы на протяжении всей 50-минутной оперы. Так, видимо, он олицетворял главное – сделанное в его честь трогательное посвящение композитора, что предваряло ноты оперы «Красной Шапочки» в первом ее издании.
Отметим еще одну интересную деталь, характеризующую в «Красной Шапочке» массовую сферу. Речь идет о роли хора и оркестра – важнейших участников детской оперы. Театр объединил всех участвовавших хористов, а их в детской опере (поименно, со званием) двадцать пять участников. Этому хоровому tutti дается очень точное название: «Повествующий хор». Он, словно в греческой трагедии, целиком отдан нарративному коллективному образу, комментируя все события, что уже имели место быть, или предсказывает то, чему сейчас будет посвящена очередная сцена-эпизод. Хор, как и герои, состоит исключительно из женских голосов, о которых можно было бы сказать образной формулировкой Лескова в его знаменитом «Левше» – это «разговорные женщины, где каждая выступает как самостоятельный персонаж». Из этой массы выстраиваются и камерные хоры-ансамбли: Охотники (пять голосов), Дровосеки (четыре действующих лица).
Но ведь, как известно, уж совсем без мужчин в опере обойтись трудно, и тогда появляется еще как бы одна хоровая группа, состоящая из Гувернеров, Кукловодов, Капельдинеров, Истопников и Дядек! Шестеро лирических персонажей используются и как «рабочие сцены»: меняют постоянно ее интерьер (в Малом зале придумана сценическая выгородка, трансформирующаяся с помощью матерчатых драпировок, очерчивающих разные объемы авансцены), чем-то конкретным дополняют атрибутику мелькающих достаточно контрастных эпизодов. Последнее очень важно для организации энергичного темпоритма спектакля.
Особо скажем об оркестре – он камерный (струнный квинтет в тройном составе и деревянные духовые в полном звучании плюс ударные инструменты). Оркестр располагается в правой стороне Малого зала, где играются многие прекрасные спектакли театра (такие, например, как «Игра о душе и теле» Кавальери, «Женитьба» Гречанинова). Левый простенок зала отдан роялю, вокалистам, которые объединяются в дуэты (певица и фортепиано), трио (певец, фортепиано, скрипка, флейта). Эти как бы салонные «вкрапления» прекрасно оттеняют зрелищную часть домашней оперы, к которой подключены еще видеопроекции и киноврезки. Разумеется, во времена цесаревича Алексея сценография была совершенно иной, но то была эпоха Серебряного века. В XXI столетии «Красная Шапочка» изменилась в отдельных своих музыкальных деталях, иным, естественно, стало и литературно-музыкальное прочтение детской оперы Кюи. Либретто Марины Поль представлено в редакции Георгия Исаакяна, режиссера постановки, музыкальная версия для камерного оркестра принадлежит Владимиру Белунцову, художники-постановщики – Валентина Останькович и Филипп Виноградов. Отрадно, что за каждой группой действующих лиц (хоры и их корифеи) закреплен свой вид пластических движений (хореограф Олег Кожанов, хормейстер Ксения Кулакова).
В Театре имени Наталии Сац давно сложилась замечательная традиция создавать премьерные буклеты как важные артефакты, сопутствующие успеху спектакля своей точно и тонко подобранной информацией. Так было и в этот раз, когда к созданию буклета были привлечены крупные специалисты в сфере русской музыки: профессор Ирина Скворцова, доцент Елена Потяркина, а также известный историк Игорь Зимин. Фотомонтаж архивных снимков дополнил знания об эпохе Цезаря Кюи, родоначальника и мастера детских опер.
«Красная Шапочка», напоенная простыми (но не упрощенными), притягательно красивыми мелодиями, изящными танцевальными движениями и ритмами, наполнена Добром и Волшебством. Смотрю на пеструю детвору (с мамами и бабушками), до отказа заполнившую Малый зал театра, и вижу – равнодушных нет. Музыка Кюи и любимая сказка в убедительной и интересной версии захватили юного зрителя-слушателя Музыкального театра имени Н. И. Сац.