«От Александра Невского к Петру Великому, от образов Киевской Руси к земле Новгородской». Нижегородский государственный театр оперы и балета имени А. С. Пушкина представил захватывающий просветительский проект «За Русь святую!..» – героическое действо, посвященное двойному юбилею: 800-летию святого благовеpного великого князя Александpа Hевского и Нижнего Новгорода.
Музыкальным «генералиссимусом» творческого «войска» стал художественный руководитель и дирижер Нижегородского театра Александр Топлов. «Именно от него поступило предложение осуществить проект, приуроченный к двум столь значимым датам», – вспоминает Евгения Кривицкая.
Не хочется казенно констатировать, что «проект удался», что это, безусловно, «творческая удача» и т. д. «Самая эмоциональная премьера последнего времени», – вот так точно и емко было отмечено в соцсетях на страницах Нижегородского театра.
Проект назван мультикультурным. Но это не совсем верно. Мультижанровый – да! Перед нами и опера, и балет, и мелодекламация, и даже исторические хроники; все спаяно единым сюжетом – многовековой историей нашего Отечества, полной славных ратных побед во имя мира. А вот по духу он абсолютно монокультурен – русский до мозга костей! Даже в изображении воинственных и свирепых захватчиков в блестящем исполнении балетной труппы Нижегородского театра (балетмейстер Леонид Сычев специально сделал новую редакцию «Половецких плясок» Бородина) «на генетическом уровне» чувствовалась некая залихватская «казацкая» удаль.
Кстати, первой ласточкой, еще только предварявшей масштабные празднества юбилейного 2021 года, стала премьера «родной сестры» нижегородской постановки: музыкально-драматической программы «Сказание об Александре Невском», представленной минувшей осенью в Кафедральном соборе Калининграда. Уже тогда концерт-спектакль определялся самими создателями как эпическое «Русское действо». Sic – действо! Ныне перед нами тоже действо, но уже Героическое. Этот, можно сказать, глубоко национальный «старо-новый» жанр не только откристаллизовался в творческой мастерской Кривицкой и Татарицкого, но и, будучи перенесенным из пространства собора в пространство театра, получил дополнительный масштаб и размах. И превратился в полноценный театральный спектакль.
«За Русь святую!..» можно назвать драматической оперой, а по эмоциональному накалу – полноценной музыкальной драмой, в которой в качестве «связующей мелодии» выступает голос чтеца – волшебный голос Петра Татарицкого, дерзновенно, мощно и зримо превращающий в музыку и «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», и стихотворения Пушкина, Майкова, Блока, Карины Филипповой, и никогда «не видевшие» рампы фрагменты либретто Михаила Булгакова оперы «Минин и Пожарский».
Постановка глубоко символична, соткана из тонких ассоциаций и обобщающих образов. Иконописный лик Александра Невского и увертюра из «Руслана и Людмилы» Глинки – чем не основополагающие символы России? А блоковские «Скифы» в унисон со «Скифской сюитой» Прокофьева? А «Херувимская» Черепнина под бережный, если не сказать ангельский, органный аккомпанемент?
Видеопроекции икон и живописных полотен да стилизованные старорусские одеяния исполнителей – вот и вся скупая, но такая «говорящая» сценография! Пожалуй, несколько диссонировали с общей атмосферой историчности лишь концертные фраки в прологе. Духоподъемная ария Кутузова «Величавая» из оперы Прокофьева «Война и мир», с искренним чувством исполненная Рустамом Касимовым, и медитативный хор «Дела давно минувших дней…» могли сильнее воздействовать на публику, если бы и костюмы исполнителей визуально работали на «погружение во время». Но эта придирка, как говорится, по гамбургскому счету.
Вообще, о хоре хочется сказать особо, а лучше процитировать слова Александра Топлова: «В том, что хористы уверенно споют привычный для них оперный репертуар, я не сомневался. Исполнить же духовные сочинения, тем более современных композиторов (к примеру, духовный концерт «Кондак Александра Невского» Сергея Екимова. – М.З.), – очень сложная задача, с которой они прекрасно справились». А это уже уровень, достойный лучших мировых оперных театров.
То же самое можно сказать и о солистах Нижегородской оперы, показавших себя еще и талантливыми драматическими актерами. Олег Федоненко (гражданин Козьма Минин), Александр Сильчук (князь Дмитрий Пожарский), Алексей Кошелев (отец Авраамий) являли собой могучие образы «воинов добра и света». Но не может воин побеждать, если его не ждет любимая! Ждет среди полей зреющей пшеницы – таких родных картин простой мирной жизни. Трепетно, проникновенно и трогательно исполнила Екатерина Ясинская в образе Игуменьи родственные по духу «Плач Ярославны» и «Вокализ для сопрано, хора и органа» Сергея Екимова. Строгой и твердой, как скала, предстала Ольга Борисова в сцене «Плачет Земля» из музыкальной саги «Русский бал на четыре столетия» Лоры Квинт. В той же сцене Анастасия Машковцева продемонстрировала не только свой по-настоящему роскошный голос, но и яркий трагический талант.
Да! В Нижегородском театре 20 мая состоялась мировая премьера. Двенадцать лет (!) назад Лора Квинт совместно с поэтом Николаем Денисовым написала упомянутую музыкальную сагу, первая часть которой посвящена событиям 1611–1616 годов в Нижнем Новгороде и деяниям Минина и Пожарского. Прозвучали всего три фрагмента – ария Минина, сцена «Плачет Земля» и ария отца Авраамия. Теперь остается только надеяться, что в ближайшем будущем нам все-таки посчастливится услышать сагу целиком.
А может быть, тот же Нижегородский театр в перспективе возьмется и за постановку – фактически воскрешение – почти забытой сегодня оперы Направника «Нижегородцы», отрывки из которой гармонично вплелись в канву повествования музыкальной драмы «За Русь святую!..»?
В конце концов, недаром этот проект назван просветительским. Столько открытий всего за один вечер! Что же касается его сверхзадачи, то ее лучше всего сформулировал сам Петр Татарицкий: «Говоря словами одного из наших героев, главное – ощутить присутствие Бога и в себе самом, и вокруг себя. Убежден, что любить родину, любить свою землю, свою маму – это самые естественные чувства, которые только могут родиться в сердце человека».
И благодаря именно таким постановкам искусство учит нас этой естественности.