В своей новой работе ансамбль Resonanz обращается к творчеству Джованни Баттиста Перголези, его знаменитой Stabat Mater. Коллектив является одним из наиболее известных камерных оркестров мира и соединяет в программах классическую и современную музыку. В этот раз руководителем и дирижером выступил Риккардо Минази, а для исполнения солирующих партий были приглашены Джулия Семенцато и Люсиль Ришардо.
С историей записи диска связано детективное расследование, которое провел Минази. Альбом изначально планировали полностью посвятить Перголези, включив в него два произведения композитора – Stabat Mater и Salve Regina, но авторство второго вызывало вопросы. По признанию Минази, непосредственно перед записью он тщетно пытался найти убедительные доказательства, что Salve Regina была написана именно Перголези. После долгих бесплодных поисков он наткнулся на запись Salve a Duo композитора Джоана Росселла – и это оказалось то же самое произведение.
Ранняя смерть Перголези сделала его музыку коммерчески успешной, на чем всячески спекулировали издатели, приписывая композитору чужие произведения. Вероятно, очередной нечистый на руку коммерсант решил, что гораздо выгоднее продать партитуру под более популярным именем.
Тем не менее усилиями Минази эти произведения вышли на одном диске, но уже под именами настоящих авторов. Пьесы предполагают похожий состав – солирующие сопрано и меццо-сопрано в сопровождении струнных и бассо континуо (музыканты выбрали для этой роли орган и теорбу). Стилевая близость двух кантат не только обосновывает возможность мистификации, но и делает альбом целостным. В качестве инструментальной интермедии кантаты разделяет Sonata a quattro композитора Анджело Рагацци.
Ансамбль Resonanz в очередной раз подтвердил свой статус коллектива мирового уровня. Их интерпретация удивительно прозрачна, отличается богатством нюансировки и динамики. При этом музыканты еще и извиняются, дескать, мы не специалисты в этой музыке и наша интерпретация Stabat Mater кажется не такой тонкой и ангельски чистой, как на других записях.
Огромной удачей оказался дуэт Семенцато и Ришардо. Семенцато – певица преимущественно моцартовского толка, у нее легкое и теплое сопрано, с небольшим вибрато, которое она отлично контролирует. Ришардо обладает сочным контральто, искусственно не утяжеленным, при этом может похвастаться легкими и звонкими верхами. Она заглядывает в более непривычный репертуар: от средневековой до современной музыки (недавно она даже выпустила альбом с вокальными произведениями Лучано Берио!)
Солистки поют необычайно стройно и согласованно, дышат как единое существо и так же выстраивают динамику. Их дуэты настолько хороши, что гораздо интереснее слушать их вместе, чем во время сольных фрагментов. И это упрек не в сторону их соло, демонстрирующих виртуозные навыки каждой, а лишь восхищение качеством совместной работы, подарившей нам новый вариант легендарной Stabat Mater и Salve Regina.