Имя македонского пианиста Симона Трпчески хорошо известно в России: пианист участвовал в ряде ведущих отечественных фестивалей. Русская музыка занимает в его репертуаре важное, возможно, даже ведущее место: достаточно упомянуть запись всех фортепианных концертов Рахманинова или первый сольный альбом русской фортепианной музыки на лейбле EMI, удостоенный премии журнала Gramophone. Развивая это направление, пианист представляет новый релиз: два фортепианных концерта Шостаковича в сопровождении Филармонического оркестра им. Яначека под управлением Кристиана Мэчелару.
В России исполнительский взгляд на эти сочинения в значительной степени обусловлен традицией, заложенной самим композитором и закрепленной благодаря сохранившейся авторской записи. Шостакович-пианист играет свои концерты блестяще, в залихватских темпах, с хулиганским юмором и юношеским эмоциональным задором. Симон Трпчески рискует отойти от освященного автором канона. В его интерпретации задиристый хулиган превращается в сдержанного, застегнутого на все пуговицы джентльмена, чей юмор может быть острым, но никогда не перейдет едва заметную грань приличий. Акцент в первую очередь делается на стилистический коллаж, но без характерной для Шостаковича едкой сатиры. Особенно необычным это кажется в Первом концерте: знаменитый финал с необычайно виртуозным соло трубы (Андрей Ковалинский) звучит в гайдновском духе, неоклассично преломленном через призму Прокофьева.
Высокой оценки заслуживает работа дирижера и управляемого им коллектива. В первую очередь впечатляет тонкая интонационная выделка всех оркестровых соло и концептуальное единство интерпретации. В то же время партия фортепиано в данной записи всегда на первом плане в общем балансе тембров, даже и в бесспорно аккомпанирующих фрагментах. Очевидно, что это не только согласованная трактовка дирижера и пианиста, но и результат работы звукорежиссера. Солист здесь не вырывает пальму первенства в результате соперничества, а главенствует «по праву рождения».
Наряду с двумя фортепианными концертами данный релиз включает в себя Трио № 2 Шостаковича. В содержательном аспекте контраст предельный: гротеск сменяется безысходным трагизмом. Впрочем, и здесь музыканты (помимо Симона Трпчески, это скрипач Александр Краповский и виолончелист Александр Сомов) словно желают погасить эмоциональный накал сочинения, отстраняясь от непосредственного скорбного импульса этой музыки.
Столь непривычный исполнительский взгляд на стиль Шостаковича, лишенный как гротескной, так и трагической остроты, будет признан далеко не всеми отечественными меломанами. Тем не менее музыкантам с их исключительным техническим мастерством удалось раскрыть исполняемые сочинения в неожиданном ракурсе. Принятие или неприятие нового направления – выбор, который зависит уже не от исполнителей, а от опыта и широты взгляда каждого, кто будет слушать новый альбом.