День независимости Внеклассное чтение

День независимости

О том, как два сотрудника американских рекорд-шопов решили спасти независимую рекорд-индустрию, и что из этого вышло.

К бесконечной череде цеховых праздников, отмечаемых представителями разных профессиональных сообществ (от Дня ВДВ до Дня радио и совсем уж нишевого всемирного Дня 3D-художника), в XXI веке добавился еще один – День музыкального магазина. Однако Record Store Day – нечто большее, чем обычный профессиональный праздник, во время которого представители индустрии встречаются, чтобы пропустить по стаканчику и обсудить, что день грядущий нам готовит и чем сердце успокоится. RSD в его нынешнем виде – это скорее праздник коллекционера. Специально к этому дню лейблы от мала до велика готовят специальные лимитированные релизы (их каталог публикуется заранее и тщательно анализируется прессой и меломанами), многие из которых моментально становятся раритетами. Немалая часть этих пластинок распространяется только через «физические» магазины, очереди к которым в означенный день выстраиваются задолго до открытия.

Как водится, начиналось все как локальная «инициатива снизу». Идея принадлежала Крису Брауну, сотруднику небольшого магазина Bull Moose Music в Портленде, штат Мэн, и Эрику Левину, который работал в магазине Criminal Records в Атланте. А окончательную форму Record Store Day принял после того, как Крис и Эрик собрали еще полдюжины коллег на мозговой штурм. Целью мероприятия было ни много ни мало вернуть музыкальным магазинам былое величие, а заодно и помочь небольшим издателям. Тогда, в 2008-м, дела у независимых продавцов шли неважно, и основная угроза их существованию шла не от стриминговых сервисов (они в то время были в зачаточном состоянии), а от крупных торговых сетей. Организаторы события стремились привлечь покупателей в местные магазины (нередко расположенные в не самых привлекательных районах) и вернуть походу в рекорд-шоп статус события – в конце концов, меломаны ходят туда не только за пластинками, но и пообщаться, вокруг музыки всегда существовало тесное комьюнити, которое с приходом интернета несколько рассосалось или перешло в виртуальную форму.

Для возвращения людей в магазины нужен был повод, и поводом этим стали эксклюзивные релизы. На первую акцию (она прошла 19 апреля 2008 года) организаторы договорились с несколькими героями американской инди-сцены (среди которых были R.E.M, Vampire Weekend, Death Cab For Cutie и Стивен Малкмус из группы Pavement) и их издателями о выпуске специальных пластинок (как правило, семидюймовых виниловых синглов), которые не поступали в крупные сети и интернет-магазины. Хочешь разжиться раритетом от любимцев – будь добр прийти за ним в местный магазин. В первый же год к инициативе присоединилось около 300 магазинов, причем не только в США, но и в Великобритании, которая всегда поддерживала статус музыкальной сверхдержавы. Торжественности моменту добавляло и то, что движение активно поддерживали музыканты, а мероприятие в магазине Rasputin Music(город Маунтин-Вью, штат Калифорния) открывала сама группа Metallica.

Старт был признан успешным, и с каждым годом Record Store Day (который проводился в третью субботу апреля) становился все масштабнее. К акции присоединялись все новые магазины, города и страны, а также музыканты и издатели. Даже Майкл Блумберг, бывший тогда мэром Нью-Йорка, признал День музыкального магазина важным городским событием. Вдобавок, начиная с 2010-го, каждый год у RSD назначался «официальный посол» среди музыкантов. Первым стал Джош Хомме из Queens of the Stone Age, вторым – Оззи Озборн. Список релизов, приуроченных к этому дню, пошел на сотни. К синглам добавились альбомы, а к свежему эксклюзиву – архивные редкости. Каждую весну издатели доставали из закромов концертники Джона Леннона, неизвестные доселе студийные записи Майлза Дэвиса и демо Принса. К Record Store Day приурочивались и переиздания – теперь при должном везении можно было ухватить новый пресс пластинки, давно ставшей раритетом, или виниловое издание альбома, который до этого выходил только на CD. Поводом для перевыпуска могло стать и новое оформление – популярный альбом мог выйти в виде цветного или picture-винила, что заставляло охотиться на него даже тех, у кого уже был оригинал. Стоили такие пластинки, разумеется, недешево.

Однако, при всей успешности этой затеи, с каждым годом росло и количество критики. В частности, участников акции обвиняли в «элитизме» и намеренном накручивании спроса. Все громче звучал хор недовольных, в чьих городах просто не было достойного музыкального магазина, а даже если он и был, то от пира коллекционеров ему зачастую доставались объедки – лимитированных тиражей хватало явно не всем. Решением было все же продавать часть тиража онлайн – тут все вроде бы оказывались в равных условиях. Но всеобщее счастье снова не наступило. Эксклюзивный винил какой-нибудь инди-рок-звезды вроде Sonic Youth, изданный тиражом в 1000 копий, моментально оказывался на вторичном рынке, но уже по цене в несколько сотен долларов. И бенефициарами тут оказывались вовсе не маленькие магазины и лейблы, в поддержку которых акция изначально была задумана.

Наконец, окончательно спутали всем карты включившиеся в игру мейджоры. Теперь каталоги RSD-релизов по большей части состояли из бесконечных переизданий поп-бестселлеров вроде «Триллера» Майкла Джексона или сборника хитов ABBA. Эти пластинки сами по себе не несли никакой ценности: оригинальные винилы нередко можно было найти в тех же магазинах в секции «все за евро», но среди многочисленной фан-базы поп-звезд находились сотни тех, кто готов был скупить эксклюзивное издание втридорога. И это лишь полбеды. Потому что все эти тысячи и десятки тысяч пластинок нужно было где-то напечатать, а заводов по производству винила на планете осталось не так много. В итоге их мощности оказались почти полностью загружены печатью бесконечных «Триллеров» (ясно, что работать с мейджорами и их тиражами заводам гораздо выгоднее, чем выполнять малочисленные заказы разрозненных независимых издателей). Как следствие – рост цен и многомесячные задержки, причем речь уже не о каких-то специальных RSD-тиражах, а о любой продукции: за полгода до наступления «дня икс» свободных слотов на виниловых заводах уже не остается.

Понятно, что самих организаторов Record Store Day эта ситуация не вполне устраивает – как-никак, задача была помочь независимой индустрии, а тут как бы ее не угробить вовсе. Одним из способов решить проблему становится разнесение мероприятия на несколько дат – в этом году 14-й всемирный Record Store Day проходит 12 июня и 17 июля. Однако реальной помощи «малому бизнесу» от этого пока мало: все больше небольших лейблов заявляют, что находятся на грани закрытия, в том числе из-за ситуации с заводами. Так что совсем не исключено, что Record Store Day в его нынешнем виде прошел в этом году в последний раз.

Групповой портрет в рамке воспоминаний Внеклассное чтение

Групповой портрет в рамке воспоминаний

О преподавателях кафедры фортепиано Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Сколько было зайцев? Внеклассное чтение

Сколько было зайцев?

«Князь Игорь» Бородина как медицинская концепция

Жизнь артиста Внеклассное чтение

Жизнь артиста

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание)