Фирма Pentatone выпустила в свет новую аудиозапись оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио» в редакции 1814 года. Первоначально предполагалось, что это будет запись живого концертного исполнения, намеченного на юбилейный 2020 год, но пандемическая реальность ограничила проект студийными рамками. В этом есть свои минусы и свои плюсы. Вдохновенный порыв уступает место перфекционизму, слушательское восприятие становится не столько эмоциональным, сколько аналитическим. Однако в результате появилась едва ли не образцовая интерпретация шедевра с длинной и трудной историей.
«Фиделио» – опера, написанная великим симфонистом, и хотя у нее номерная структура, да еще с разговорными диалогами, мастерство дирижера и качество игры оркестра играет здесь не менее важную роль, чем искусство певцов-солистов. Марек Яновски и оркестр Дрезденской филармонии создают по-бетховенски мощную и вместе с тем динамически изменчивую и многослойную «предгрозовую» атмосферу, в которой все становится внутренне значительным, начиная с увертюры и первых, почти комических, сцен до драматической развязки в квартете из второго акта, где, наконец, разражается долгожданная буря. Притом что форма крупного плана выстроена безупречно, не пропадают и драгоценные детали: сочные тембровые краски, выразительные соло и краткие реплики отдельных инструментов, мелодические контрапункты певческих голосов и оркестра. В записи сохранены разговорные диалоги, но они не только не дробят ритм действия, а напротив, органично встраиваются в музыкальное целое (иногда последние слова реплики накладываются на начальные такты последующего номера, как в арии Пицарро).
Великолепно подобраны солисты. В партии Леоноры – Лизе Давидсен, которая произвела сенсацию в спектакле «Фиделио» 2020 года, поставленном Антонио Паппано на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден в Лондоне. Тогда стало ясно, что появилась еще одна выдающаяся Леонора, достойная встать рядом с образами, созданными в XX веке Вальтрауд Майер, Гвинет Джоунс, Мартой Мёдль, Кирстен Флагстад и другими великими певицами. Бетховен, как известно, писал эту труднейшую партию для Анны Мильдер, обладавшей чрезвычайно мощным и ярким голосом, и впоследствии Леонору пели в основном «вагнеровские» певицы. Лизе Давидсен счастливо сочетает в себе все лучшие черты своих предшественниц (красоту и ровность тембра, способность властно царить над оркестровым tutti, героически преодолевать все трудности и неудобства «антивокального» бетховенского стиля). Вместе с тем она привносит в трактовку партии нечто особенное, очень личное и вполне современное. Вероятно, здесь певице очень помогло сценическое вживание в образ героини.
Кристиан Эльснер представляет в партии Флорестана прежде всего романтического героя – любящего, страдающего, рефлексирующего. Вряд ли отношения Леоноры и Флорестана можно свести к стереотипу «сильная женщина и слабый мужчина» (дух Флорестана не сломлен страшными условиями заточения), однако сам голос Эльснера и его манера интонирования выигрышнее всего звучат в созерцательных фрагментах (первый раздел арии, терцет из второго акта, молитвенный эпизод в финале). Терцет, нередко воспринимаемый как проходной номер, становится здесь одной из лирических кульминаций всей оперы, наравне со знаменитым квартетом из первого акта.
В свое время опера «Фиделио» выделялась тем, что в ней имелись три партии для низких мужских голосов: тюремщик Рокко (бас), тиран Пицарро (баритон) и министр дон Фернандо (бас-баритон). Это обстоятельство помогло «Фиделио» вернуться в 1814 году на сцену после восьмилетнего забвения, поскольку три солиста венского придворного театра, бас и два баритона, захотели поставить ее в свой бенефис. Георг Цеппенфельд в партии Рокко акцентирует бюргерскую добропорядочность своего персонажа, а не гротескную буфонность, которая улавливается в арии про золото из первого акта, и тем более не мрачную ауру молчаливого пособника зла. Пицарро – Йоханнес Мартин Кренцле – неизменно энергичен, импульсивен и не склонен к размышлениям; он всецело убежден в своем праве творить произвол. Голос певца звучит по-военному звонко и повелительно, эффектно контрастируя с насыщенной психологическими контрастами партией Рокко. Гюнтер Гройсбёк в небольшой партии Министра выявляет человеческую теплоту, делая этот весьма условный образ вполне убедительным.
Привратник Жакино – Корнель Фрай – умудряется не потеряться на фоне столь блистательного ансамбля. Его фраза открывает всю оперу, он рельефно проявляет себя в ансамблях первого акта и слышен в финале второго. Марцеллина, второй женский образ в «Фиделио», вокально исполнена Кристиной Ландсхамер достаточно внятно, но менее выпукло, чем этого требует отнюдь не простая в вокальном и сценическом отношении роль. Акцентирована субреточность персонажа, хотя в первом акте Марцеллина выступает почти на равных с Леонорой.
Хор Дрезденской оперы, играющий важную роль в финалах первого и второго актов, чаще всего вытесняется в записи на второй план – вероятно, для того, чтобы не заглушать голоса солистов. Особенно это заметно в триумфальном финале второго акта, где обычно Флорестану и Леоноре приходится буквально перекрикивать общее tutti, и не всегда успешно. В данном случае студийные условия позволили четко отделить ансамбль солистов от фона, как на классических картинах с первым и вторым планом. Звездным моментом хора, как обычно, стал хор узников из первого акта (солисты – Аарон Пеграм и Чао Дэнь).
Новую аудиозапись «Фиделио» можно порекомендовать приобрести всем ценителям этой оперы, особенно тем, кто критически относится к режиссерским экспериментам и предпочитает слушать чистую музыку. Исполнение под управлением Марека Яновски – по-настоящему современное, вобравшее в себя очень многое из смысловых и музыкальных трактовок «Фиделио» в XXI веке, но вместе с тем классическое в своем формальном совершенстве и по-бетховенски сильное.