На пять дней пространство вокруг музея «Новый Иерусалим» превратилось в музыкальный квартал. Во внутреннем дворе установлена сцена, ряды пластиковых скамеек. Посетители перед началом могут заглянуть на выставку художника Константина Горбатова (1876-1945) с символичным названием «Приближая красоту». Эти слова могли бы стать и девизом программы фестиваля. Ведь в восьми концертах звучала классика самой высокой пробы и такой изысканности, что нечасто встретишь и в столичных залах. Посвящение Игорю Стравинскому (к 50-летию с момента смерти) предопределило круг авторов – современники всех поколений и, конечно, сам Игорь Федорович, представленный музыкой к трем «русским» балетам: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Именно она прозвучала на закрытии, вызвав почти первобытный восторг публики. Неукротимая энергия, исходившая со сцены от музыкантов ГАСО России имени Светланова, была подкреплена красочным фейерверком, взметнувшимся с последними тактами балета.
Художественный руководитель фестиваля – Василий Петренко, чей приход на пост худрука ГАСО ожидается осенью. Но программа не позиционировалась как проект одного оркестра и дирижера, а представила некий срез современного исполнительского искусства. Всем запомнился юношеский драйв Российского национального молодежного симфонического оркестра, который под управлением Кирилла Карабица, обладателя премии «Дирижер года» Королевского филармонического общества (Великобритания), исполнил Первую симфонию Малера. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и молодой маэстро Арсентий Ткаченко побаловали партитурами Альбинони, Боттезини, Мендельсона, к которым приплюсовался «Аполлон Мусагет» Стравинского – плод уже неоклассического периода творчества композитора.
Героем программы дневного концерта камерного оркестра Musica Viva стал Гайк Казазян, выступивший не только как скрипач, но и как дирижер. В тренде Musica Viva – удивлять слушателей музыкальными редкостями, извлеченными из запасников. В этот раз таковыми стали сочинения Боккерини, Вивальди и Генделя.
Впечатлил состав солистов на фестивале: виолончелист Миша Майский, скрипачка Алена Баева, пианист Кирилл Герштейн. На закрытии этот список увенчала сопрано Альбина Шагимуратова, поразившая своей интерпретацией «Семи песен последних лет» Малера. В «Новом Иерусалиме» в тот вечер «родилась» малеровская певица, сумевшая тонко и стилистически безупречно передать томительную красоту и агрессивный сарказм, восторг и иронию малеровского мира.
После выступления Альбина рассказала, что побудило ее взяться за ранее не свойственный ей репертуар.
Альбина Шагимуратова: «Очень люблю музыку Малера, слушала все его симфонии и в далеком прошлом пела Восьмую симфонию. Но когда поступило предложение от маэстро, я сначала задумалась, потому что цикл на стихи Рюккерта написан для лирического сопрано, для достаточно плотного голоса. А первые две вещи из «Волшебного рога мальчика» – вообще баритональные. Но мне хотелось чего-то нового, начать расширять репертуарный диапазон, и я решила попробовать. Малер ведь не писал для какого-то конкретного голоса, эти песни транспонировались под определенных певцов. Меццо Криста Людвиг, баритон Фишер-Дискау – на их записях я училась немецкому произношению, стилистическому попаданию в эту музыку. Последние три месяца я занималась только ей. Все, что я показала на сцене, – труд многих людей, с которыми я работала. Для меня это был определенный вызов. И я рада, что решилась, рискнула. Я колоратурное сопрано, и мне пришлось полностью перестраивать свой голос. С другой стороны, я давно не пою Царицу Ночи, и нет никакого желания возвращаться в эту тесситуру. Работа над Малером оставит шлейф за собой. Теперь, после Малера, я остальную музыку буду исполнять по-иному. Я читала письма Малера – искала ответ на вопрос, почему он в 1901 году написал такой зловещий марш. Ведь там никакой войны в те годы не было, все ужасы Первой мировой были впереди, а он оказался предвестником катастроф. Сначала мне эти песни показались ультрасовременными – я думала, как же я их буду петь. Но потом я вжилась в его язык, поняла, насколько же он мелодичен, удобен. Малер – вокальный композитор, я для себя это открыла. И немецкий язык – вокальный, да, многие певцы его не любят, но при правильном произношении, правильном положении ротового аппарата все становится очень естественным. Я не так часто пою на немецком языке, но сейчас получила огромное удовольствие и надеюсь, что этот цикл буду еще не раз исполнять».
Итогами, творческими и финансовыми, довольны и организаторы – Московская областная филармония во главе с Максимом Дунаевским, президентом фестиваля, и Министерство культуры Московской области.
Своими впечатлениями и прогнозами поделилась министр культуры МО Елена Харламова: «Мы сознательно пошли на то, чтобы знакомить публику с серьезной классической музыкой. Фестиваль в этом году посвящен Стравинскому, думаем, что в следующем году стоит отметить юбилей Скрябина. Билеты на все концерты были распроданы, несмотря на элитарность афиши. И публика горячо реагировала и на Стравинского, и на Малера – после его Первой симфонии семь минут были овации. Как такое возможно? Я соглашусь с мнением Василия Петренко: здесь, в “Новом Иерусалиме” музыка словно возвращается в лоно природы, из которого она вышла. А обстановка open air обостряет ощущения и впечатления. Погода благоволила фестивалю: еще полчаса назад шел дождь, а сейчас, к концерту, тучи рассеялись. Когда происходит что-то настоящее, то “высшие инстанции” нас слышат.
Лицо этого фестиваля – в экспериментах. Здесь недалеко находится усадьба графа Ягужинского в Павловской слободе. Это бывшая суконная фабрика, и мы обсуждали, что можно было бы сделать в этом антураже. Например, поиграть современную академическую музыку. Со следующего года мы начинаем развивать эту территорию, у меня есть идеи про серию выставок в этом пространстве, и вот думаем о концертной части».
Посетителям «Нового Иерусалима» повезло и в другом. В Клину публику вынудили предъявлять QR–коды, что, конечно, «ударило» по посещаемости. На Истре таких ограничений не вводилось. По словам Елены Харламовой, «в Клину намного больше посадочных мест – 1200. Здесь – меньше 500, то есть по постановлению губернатора МО можно проводить мероприятия без QR–кодов и ПЦР. Да, в Клину сдавались билеты: на Евгения Миронова из 1100 проданных мест 300 вернули. Но мы индивидуально подходили к каждому зрителю, учитывая обстоятельство, что система вводилась непосредственно перед началом фестиваля».