Эксцентрика и классика События

Эксцентрика и классика

Ростовская филармония провела Второй музыкальный фестиваль «МОСТ» 

Ни разыгравшаяся на дворе пандемия, ни ежевечерние трансляции матчей чемпионата Европы по футболу, ни начало дачно-садового сезона не смогли удержать ростовчан от посещения Второго ростовского музыкального фестиваля «МОСТ». Двадцать пять акций за восемь дней (в том числе шестнадцать концертных программ, лекции, перформансы) собрали полные залы (боюсь употреблять слово «переполнены» во избежание санкций Роспотребнадзора).  

Ростовская филармония в прошлом переживала разные времена. Я хорошо помню и такие, когда на симфонических концертах в зале было людей в разы меньше, чем на сцене. В последние годы филармония, безусловно, находится на подъеме. Но и при этом вопрос о мотивах случившегося ажиотажа ростовской публики, о причинах очевидного магнетизма фестиваля возникал на протяжении всего его хода. Собственно говоря, данная статья и является пространным ответом на него.  

Начну с названия всего проекта. МОСТ – это аббревиатура, которая расшифровывается так: Музыка, Оркестр, Симфония, Талант. Каждое из этих составляющих в идеологии и структуре фестиваля выполняет ключевую роль. Но МОСТ – это еще и символ. Символ музыки как единого мира, где можно соединить все со всем, навести мосты между эпохами, странами, стилями, далеким прошлым и самым актуальным настоящим, классикой и джазом, барокко и авангардом. Где  будет звучать музыка, адресованная самым разным слушателям, музыка для ума и для сердца, для ушей и даже против ушей.   

Но не только концерты втягивали людей в орбиту фестиваля, но и вся его сложная, хорошо продуманная инфраструктура. А это: постоянно работающий фестивальный клуб «Марс», где слушатели получали возможность общения с исполнителями и друг с другом, творческие встречи с музыкантами до и после концертов, увлекательные лекции с видеопрезентациями популярного музыкального журналиста Ляли Кандауровой, перформансы мастера этого жанра Георгия Мансурова, выставки современной живописи, анонсируемые самими художниками. И даже детективно-психологическая «Игра в мафию» с участием дирижеров оркестра и слушателей. От такого изобилия событий публика, казалось бы, могла изрядно подустать, но результат оказался обратным. 

Квартет имени Д.Ойстраха и Анна Генюшене

Еще одна акция была успешно реализована в рамках «МОСТа» –  «Лаборатория молодых дирижеров». Филармония получила свыше сорока заявок из разных стран от желающих участвовать в мастер-классах на базе Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО). Отобраны были четыре человека. Их публичные выступления – своеобразный баттл за приз «Симпатия оркестра» – добавили интриги фестивалю. А когда за дирижерский пульт встала самая молодая из участников, студентка Московской консерватории маленькая, хрупкая Дана Муриева – победительница состязания, и с недюжинной мужской волей, ярко и динамично исполнила симфоническое скерцо Поля Дюка «Ученик чародея», вызвав скандирование тысячной аудитории open air концерта, – это возымело еще и своего рода театральный эффект.  

В связи с упомянутым симфоническим оупен-эйром нужно сказать еще об одном проявлении «мостовских» качеств фестиваля. Он объединил в единое фестивальное пространство различные городские площадки: помимо филармонии это художественная галерея «Ростов», конгресс-отель «Дон-Плаза», музей «Шолохов-центр», Зеленый театр под открытым небом. Вечерний и ночной концерты шли один за другим, а указанные локации находились в шаговой доступности (не более 20-30 минут ходьбы). Но и эти перемещения были обыграны (еще одно ноу-хау) пешей экскурсией по Ростову и его достопримечательностям.  

Создавалось ощущение, что прагматичный и деловой Ростов на неделю превратился в город фестивальный, а необычность мест и формата проведения концертов и иных акций создавала атмосферу постоянного ожидания неожиданного. Было интересно следить за развертыванием «сюжета» фестиваля, и многие, кто пришел только на одно из его событий, были «обречены» остаться и на все последующие. 

На дирижерском подиуме – Сергей Крылов

Если окинуть единым взором «МОСТ» как целое, то он, действительно, выстроится в драматургически единое произведение со своей интродукцией, экспонирующей основные темы, «лейтмотивы», своим лирическим центром, кульминацией в точке золотого сечения, скерцозным интермеццо, массовым финалом. Подобное может быть только результатом индивидуального авторского замысла, точного и продуманного расчета, за всем должна стоять чья-то личная идея и воля. Конечно, столь сложная и многосоставная конструкция не создается в одиночку. «МОСТ» строила большая и хорошо организованная команда Ростовской филармонии, умело координируемая ее генеральным директором Оксаной Яковлевой и директором РАСО Еленой Банниковой.  

Это грандиозное действо не могло состояться без содействия и активной поддержки Правительства Ростовской области и лично губернатора Василия Юрьевича Голубева. 

Проектировщик «МОСТа», его придумщик и инициатор строительства – артистический директор фестиваля, художественный руководитель и главный дирижер оркестра Валентин Урюпин. За шесть лет руководства РАСО он завоевал абсолютное расположение и доверие оркестра. Без этого реализация столь амбициозного проекта была бы невозможна. Судите сами: за восемь дней – восемь полнометражных и сложных симфонических программ.    

Открывавшая первый концерт – интродукцию фестиваля – Сюита из балета Прокофьева «Шут», сыгранная оркестром под управлением В.Урюпина эффектно, с виртуозным блеском, стала знаковой. Она экспонировала одну из центральных «лейттем», продолженную в прозвучавшей следом симфонической поэме Р.Штрауса «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Партитура этой «шутки гения», как называли поэму современники, потребовала грандиозного состава, и он был дополнен музыкантами Российского национального молодежного симфонического оркестра. Исполнение впечатлило своей масштабностью и яркими оркестровыми красками, а разного рода трикстеры –  шуты, мистификаторы, озорники, плуты, ловкачи –  то и дело «возникали» в последующие дни фестивальной программы.  

Дмитрий Синьковский

Во второй день данная тема предстала в образе Арлекина из одноименной пьесы для кларнета К.Штокхаузена. Перед слушателями предстал инструментальный театр одного музыканта-актера. Солист Lux Ensemble Игнат Красиков в костюме героя комедии дель арте с набеленным лицом мастерски сочетал игру на кларнете с хореографией, пластическими импровизациями, пантомимой, общением с залом в духе хеппенинга. Апогеем в развитии «лейттемы» стала программа ночного концерта шестого дня фестиваля – его своеобразное скерцо, названное «Темными историями». Одна из историй была известна слушателям («История солдата» И.Стравинского), но она предстала в непривычной форме перформанса, придуманного Г.Мансуровым, с его сценическим участием в роли Черта. В представлении также были заняты артист Электротеатра «Станиславский» Павел Кравец (Солдат) и «вездесущий» В.Урюпин (Царь). Вторая история была абсолютно новой, и неудивительно, поскольку являлась ростовской  премьерой «Музыки для ужинов короля Убю» классика немецкого авангарда Б.Циммермана. Это сочинение-гротеск – откровенный абсурдизм – представляет собой взрывоопасную смесь музыкальных цитат из Баха, Бизе, Мусоргского, Стравинского и др. Слепить из этого коллажа осмысленное единое целое прекрасно удалось дирижеру РАСО Игорю Мокерову. При этом, решая непростую исполнительскую задачу, он еще успевал вступать в комедийную сценическую игру с Г.Мансуровым, с его стендап-монологами. 

Включение в программы концертов ярких российских или ростовских премьер – еще один «музыкальный маршрут», по которому двигался фестиваль, начиная с его «интродукции». Уже в первый день была представлена российская премьера Концерта для кларнета с оркестром Калеви Ахо. До этого ни одна нота этого крупнейшего современного композитора Финляндии никогда не звучала в Ростове. Концерт, с блеском исполненный греческим кларнетистом Спиросом Мурикисом, замечательно «рифмовался» с «Шутом» и «Тилем Уленшпигелем» своей образностью, сочетанием шутовской эксцентрики и глубокой, почти траурной печали.  

Борис Березовский

Главной же премьерой фестиваля, его кульминацией стала Первая симфония Гавриила Попова (ей предшествовало первое исполнение в Ростове во второй фестивальный вечер его же Камерной симфонии). Само имя композитора для ростовчан особо значимо: здесь протекали его детские и юношеские годы, здесь, в Донской консерватории в классах В.Шауба и М.Пресмана начиналось его профессиональное становление как композитора и пианиста. Трагическая судьба Первой симфонии, запрещенной на второй день после ее ленинградской премьеры в 1935 году, хорошо известна. Сочинение было объявлено современническим и формалистическим. Но, думается, дело было совсем не в этом. Мощное, с колоссальным экспрессивным накалом исполнение симфонии РАСО и Урюпиным еще раз убедило меня в том, что главным мотивом запрета был масштаб трагизма, ощущение надвигающейся катастрофы, отчаяние и ужас, охватившие героя этой великой симфонии, вызывающие невольные ассоциации со знаменитым полотном Эдварда Мунка «Крик». 

Лирическим центром «фестивального цикла» стал вечер романтических фортепианных концертов – Шумана и Грига – в исполнении Бориса Березовского. Само участие этого культового пианиста обеспечивало вечеру абсолютный успех. Но в него еще была добавлена интрига: оркестр играл без дирижера. Это инициировало его прямой и непосредственный контакт с солистом. Присущая концертному жанру состязательность отсутствовала, общение участников скорее напоминало совместное полудомашнее музицирование. Солист не царил, не акцентировал свою звездную виртуозность, а был на равных внутри музыкантского ансамбля, обмениваясь с ним жестами, взглядами. Создавалось ощущение особой доверительности и теплоты, а музыка словно рождалась непосредственно в зале, здесь и сейчас. По случайному стечению обстоятельств концерт состоялся 15 июня, в день рождения Грига. Поэтому в завершение программы солист и оркестр устроили еще своеобразный посвященный композитору «джем-сейшн»: Березовский и оркестр, чередуясь друг с другом, исполнили фортепианные пьесы Грига и номера из сюиты «Пер Гюнт».  

Валентин Урюпин

Вызывает немалое удивление, как удалось Урюпину и филармонии собрать в течение недели такое количество топовых исполнителей мирового уровня. Сложно даже перечислить все звездные имена участников «МОСТа». Это и знаменитый Сергей Крылов (Россия – Италия), которого еще Мстислав Ростропович признал в числе лучших скрипачей нашего времени, и уже упоминавшийся кларнетист Спирос Мурикис (Греция) – профессор Афинской консерватории, в недавнем прошлом солист Малеровского камерного оркестра Клаудио Аббадо; и скрипачка Алена Баева (Россия – Швейцария), покорившая лучшие эстрады мира; и Златомир Фанг (США) – виолончелист, победитель последнего Международного конкурса имени П.И.Чайковского (первое место и золотая медаль); и очаровавший слушателей многих стран дирижер, скрипач и контратенор в одном лице Дмитрий Синьковский, вместе с основанным им ансамблем La voce strumentale познакомивший ростовскую публику с изысками барочной музыки. Неизгладимое впечатление произвел Квартет имени Давида Ойстраха из Санкт-Петербурга. Мастерством, глубиной интерпретации опусов Бетховена и Шостаковича, ансамблевым совершенством музыканты заставили вспомнить легендарные квартеты советских времен – Бетховенский, Бородинский. В это созвездие органично вписался шестнадцатилетний ученик Колледжа при Ростовской консерватории Сережа Давыдченко, обладатель Гран При на III Международном конкурсе Grand Piano Competition, исполнивший с юношеской непосредственностью и увлеченностью Первый фортепианный концерт Прокофьева.  

Финальным аккордом фестиваля стал беспрецедентный пятичасовой симфонический марафон из трех программ, следовавших одна за другой под управлением трех дирижеров: Максима Рысанова, Дмитрия Синьковского и Валентина Урюпина. Центром каждой из программ стала симфония Шуберта (соответственно Третья, Пятая и Четвертая) в обрамлении сочинений Моцарта,  Россини, Брамса. Завершивший марафон Двойной концерт Брамса, феерически исполненный Аленой Баевой и Златомиром Фангом, взорвал зал.  

На закрытии фестиваля прозвучали оптимистические слова о его будущем долгожительстве. Хочется надеяться, однако полной уверенности в этом нет. «МОСТ» был последним проектом В.Урюпина в качестве главного дирижера РАСО. Со следующего сезона он становится музыкальным руководителем Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, но есть договоренность о продолжении сотрудничества Валентина с Ростовской государственной филармонией в качестве главного приглашенного дирижера. Как на деле сложится его деятельность и насколько плотными будут его контакты с филармонией, покажет время.