Ежегодная церемония награждения Международной премией в области классической музыки (ICMA) состоялась в Катовице. Напомним, что сессии жюри, куда входят 17 ведущих европейских СМИ, проходят в разных странах. В прошлом году лауреатов собирали в Лейпциге, в легендарном Гевандхаузе. В этот раз выбор пал на польский Катовице, где в современном концертном зале лауреаты выступили с Национальным симфоническим оркестром Польского радио – одним из лучших в стране.
Гала предшествовало традиционное награждение в Камерном зале, куда съехались представители многих европейских лейблов. Это событие – повод для завязывания контактов, продвижение проектов и артистов, «деловая площадка», работающая вполне успешно. Президент ICMA Реми Франк во вступительной речи обозначил приоритеты премии: «Я счастлив и удовлетворен тем, что у нас снова широко представлены музыканты всех жанров среди наших победителей. Поскольку наше Жюри не заботится о том, называет ли широкая пресса звездой музыканта или нет, мы гордимся тем, что у нас есть вы – действительно истинные и ценные музыканты, которые двигают музыкальный мир вперед. Конечно, потребность создавать идолов столь же древняя, как и сами идолы, но когда мы возвеличиваем артистов, мы умаляем музыку, и это неправильный путь. Как артисты специализированных музыкальных СМИ мы неодобрительно смотрим на то, что происходит в популярной прессе, где музыкальный мир все больше и больше представлен в таблоидном стиле, без какой-либо шкалы тех ценностей, которой мы дорожим. Вот почему вы здесь, дорогие победители, и поэтому многие так называемые звезды никогда не попадут на одну из наших церемоний».
На сцену один за другим выходили прекрасные музыканты разных поколений – блистательный мэтр Манфред Хонек, возглавляющий ныне Питтсбургский симфонический оркестр, и молодой победитель недавнего Международного конкурса имени А.Рубинштейна Шимон Неринг. Лауреаты ICMA действительно очень востребованные артисты: виолончелистка Соль Габетта играла в этот день в Париже, а Кшиштоф Пендерецкий дирижировал в Зальцбурге. Композитор и его супруга, руководящая Бетховенским фестивалем в Варшаве (в 2014 году ICMA проводила там свое награждение), прислали теплое приветствие, в котором подчеркнули значимость деятельности ICMA: «В наши времена с быстро развивающейся и меняющейся музыкальной индустрией очень важно выделять и награждать выдающиеся и исключительные музыкальные достижения». К таковым, безусловно, относится Европейский музыкальный центр К.Пендерецкого, получивший премию «За выдающиеся достижения». Качество подготовки молодых музыкантов продемонстрировали двое воспитанников Центра, делегированных на церемонию, – скрипач Антони Ингелевич, темпераментно и совершенно технически исполнивший две пьесы Шимановского, и Петр Алексевич, с филигранной точностью передавший дух игры в бетховенском Рондо о потерянном гроше.
Эта премия была присуждена и лейблу «Мелодия» за выпуск первого тома «Антологии русской симфонической музыки». Почетно, что ее вручение венчало всю церемонию, став мощным завершающим аккордом. «Хочу поблагодарить всех, кто был на пути к этой награде, всю команду фирмы «Мелодия»: генерального директора А.Б. Кричевского, главного редактора, звукорежиссеров, дизайнеров, редакторов, переводчиков, корректоров…Замечательно, что проект, включающий в себя исключительно музыку русских и советских композиторов, отмечен такой высокой и почетной наградой. Мы надеемся, что публикация новых и неизвестных широкой публике произведений даст им новую концертную жизнь. А для некоторых сочинений – это возможность впервые обрести своего широкого слушателя», – сказала в ответном слове делегат «Мелодии», редактор «Антологии…» Татьяна Казарновская.
Традиционный гала с участием некоторых лауреатов подтвердил точность выбора ICMA. Несмотря на всю серьезность момента, в программе удалось избежать пафоса. Эффектная пьеса «Застывшие во времени» (Frozen in Time) Авнера Дормана позволила ударнику Кристофу Зитцену продемонстрировать устрашающую ловкость: его красная рубашка (долой дресс-код!) так и мелькала между установкой с маримбой, тарелками и расположенным за спиной барабаном. Простенький мотивчик, переодеваемый то в джазовые гармонии, то афроамериканские шаманские ритмы, то в диссонансные созвучия, своим повторением въелся в уши. Но Кристоф понравился не только энергичностью и виртуозностью игры. В середине рапсодии (по жанру это наиболее близкое определение) течение музыки вдруг остановилось, затихло, и солист, взяв какие-то особые палочки, извлек тишайшие звуки, показав, что на ударных также возможны поэзия и магия.
Сменивший бунтаря Квартет Belcea сыграл опус Яначека «Крейцерова соната». «Я воображал бедную измученную женщину, точно такую же, как у Толстого в “Крейцеровой сонате”», – писал в свое время композитор. Идущий почти 20 минут квартет позволил музыкантам, представлявшим лейбл года «Alpha», «рассказать» в деталях известную историю, как «музыка их связала». Но эта история раскрывается, как известно из одноименного рассказа Толстого (по которому и написано сочинение), со стороны обманутого мужа, и музыка живописует и вспышки ревности, и страсть, вспыхнувшую благодаря музыке Бетховена.
Выступление Belcea – коллектива, ведущего свою историю с 1994 года, уже имевшего сольник в Карнеги-холл, премию журнала «Граммафон», являющегося резидентом лондонской Гилдхоллской школы драмы и музыки, – подтвердило не только его репутацию. Акустика зала, вмещающего около 1800 мест, не поглотила ансамбль четырех музыкантов: господин Тойота вновь продемонстрировал высший класс, и стало понятно, почему этот зал считается одним из лучших в мире.
Славянскую тему продолжила Фантазия «Русалка» по опере Дворжака. Такого сочинения нет в каталоге чешского классика, но ведь жаль, «когда такая чудесная музыка звучит только в опере и то, не слишком часто». Так объяснил появление Фантазии ее создатель – «Артист года» Манфред Хонек. Компиляция музыки сделана (в соавторстве с Томасом Лиллем) лихо и в целом представляет краткий дайджест самых ярких тем и моментов оперы. Первый взмах руки – и стало ясно, что встреча с чудом нам обеспечена. Давно не приходилось слушать интерпретацию романтической музыки, где открытая эмоциональность, восторженность сочетались бы со столь обостренным чувством оркестровых красок. Особенно «ласкали слух» лирические моменты – фрагменты, связанные с подводным царством, и, конечно, изумительная песня Русалки, мелодию которой поручили солирующей скрипке. Вся струнная группа, повинуясь энергетике Хонека, чаровала певучей кантиленой, а в конце дирижер высек из искры пламя такого накала, в котором, вероятно, могли бы сгореть не только Принц и Русалка, но и вся вагнеровская Валгалла.
Хонек произвел впечатление не только манерой музыкальной речи, но и своей человеческой натурой. На вопрос, как он, титулованный уже многими званиями и встречаемый аплодисментами на лучших сценах с оркестрами первого ряда, воспринял премию ICMA, маэстро ответил с подкупающей искренностью: «Для меня эта награда – как сахар на пирожном. Мне, как артисту, важно получать поощрения, быть оцененным».
Желание представить все жанры и направления в гала-концерте лауреатов открыло двери Штефану Тэммингу, победившему в номинации «Барочная инструментальная музыка». «Я люблю все яркое», – признался артист после концерта, отвечая на вопрос о своем сценическом облике. Штефан вышел в белоснежной брючной паре, пиджак которой был расшит крупными цветами лилового оттенка. Эпатаж публики на этом не закончился: во время исполнения Концерта Телемана для продольной флейты и струнных солист периодически наклонялся, чтобы коснуться кончиком флейты колена. А в самый кульминационный момент даже подпрыгнул – как выяснилось, от избытка чувств. Что касается секрета «ножной техники», то, как оказалось, это была производственная необходимость – ноту фа-диез возможно извлечь из старинного инструмента (копии флейты XVIII века) только, если прикрыть флейтовый раструб. Пальцы в этот момент выигрывали с феноменальной быстротой наверченные пассажи, вот и приходилось Штефану задействовать другие части тела. Поддержал виртуоза местный барочный ансамбль – нашлись в Катовице гамбист, исполнительница на теорбе, клавесинистка и струнники.
Не обошлось, конечно, без пританцовывания, закатывания глаз в медленных частях, но звучало все отменно, чисто интонационно, и публика устроила бешеную овацию. Мысль, не является ли все это «заигрыванием» со слушателями в ущерб музыке, Штефан категорически отмел: «Я прежде всего хочу выразить то, что написано у композитора. Телеман, в отличие, скажем, от Вивальди, очень хорошо понимал природу продольной флейты и максимально стремился раскрыть возможности инструмента». Действительно, внешняя броскость ничуть не помешала наслаждаться непривычно ярким и разнообразным звучанием инструмента, ничем не отличающимся от того, как он был представлен на СD. Так что за естественность и натуральность артиста – аплодисменты вдвойне. В этот вечер состоялось настоящее открытие яркой, талантливой индивидуальности по имени Штефан Тэмминг.
Выход Шимона Неринга ожидался с особым интересом: ведь о нем западная пресса пишет, как о наиболее впечатляющем пианисте сезона, в частности он завоевал ряд спецпризов (в том числе «зрительских симпатий») на последнем Международном конкурсе имени Шопена. Но «Вариации на тему Паганини» Лютославского показали лишь одну сторону пианизма Неринга – его безусловную техническую оснащенность. К сожалению, тут выбор сочинения оказался не слишком выигрышным, чтобы понять музыкантскую глубину. Но в параде виртуозов этого вечера он занял достойное место в верхних строчках.
Более разнообразно показал себя исполнитель на современной флейте 15-летний Юан Ю – «Открытие-2018». В настоящее время он – студент Парижской национальной консерватории, учится в классе прославленного Филиппа Бернольда. Среди его конкурсных побед – первые премии на флейтовом конкурсе в Кракове (Польша) и в Кобе (Япония). Его выбор – Концерт Нильсена – свидетельство, что юноша не ищет легких путей и готов побороться за симпатии аудитории без внешних ухищрений.
Крепкую поддержку молодым дарованиям во всех аккомпанементах оказал нынешний глава оркестра Польского национального радио Александр Либрайх. Он выиграл номинацию «Современная музыка» за запись раритета – Реквиема Тиграна Мансуряна. А свое мастерство дирижер подтвердил исполнением Концертной увертюры Шимановского, сфокусировав драматургию на бравурной стороне, – что для итогового номера гала-концерта, наверное, тактически верно.
Что ж – премии распределены, награды нашли своих героев, и даже анонсированы некоторые новые лауреаты. Премию «За достижения в профессии» в 2019 году получит всемирно известный бразильский пианист Нельсон Фрейре, «Артистом года» станет его младший собрат из Испании Хавьер Перианес. Об остальных победителях станет известно на зимней встрече жюри 25 января 2019 года в Бонне.