Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой обеспечивает редкое удовольствие меломанам и профессионалам, поскольку невозможно обсуждать какую-то «общую картину», хочется говорить о деталях. Есть стоящие голоса, есть индивидуальности и певцы, которых мы вправе называть открытиями.
Состав жюри XIII Конкурса, пожалуй, добавляет участникам к естественному волнению еще и чувство подлинного пиетета. Имена Маквалы Касрашвили, Ольги Бородиной, Марины Мещеряковой, Сергея Лейферкуса и Ларисы Гергиевой не нуждаются в комментариях. Но важно отметить главное: они не только признанные мастера вокального искусства, но и авторитетные эксперты в этой области. Вместе с ними конкурсантов судят театральные менеджеры: Тедди Герстель (Швейцария) и Джулия Лагаузер (Франция), и на третьем туре к ним присоединится Алессандро Ариози (Италия).
В первом туре члены жюри послушали 163 вокалиста из 12 стран, отобрав для участия в полуфинале 49 человек. Цифры велики, но оправданны. Во втором туре не оказалось ни одного певца, кого можно было бы упрекнуть в отсутствии «природы». И можно понять, почему жюри решило услышать их вновь. Конечно, при более подробном знакомстве, когда помимо арий нужно было еще спеть и камерную музыку, что-то лучше прояснялось. Например, был шанс убедиться, что кого-то все же не будет слышно в сопровождении оркестра или понять, что чрезмерное вибрато, плохую дикцию и проблемы с дыханием нельзя списать на волнение. Но все же большинство участников имели полное право перейти во второй тур.
Первым открытием конкурса стал тенор Абильдин Кудайберген из Казахстана. С замечательным концертмейстером Ребеккой Магомедовой они звучали как слаженный концертный дуэт – редкость для конкурсных прослушиваний. Пожалуй, только им и удалось достичь такого эффекта. Выступление певца вообще оказалось за рамками конкурсного формата: например, арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини он спел, подарив слушателям ощущение оперного спектакля, не злоупотребляя при этом «артистизмом».
Явным фаворитом оказался и монгольский бас Сосорбарам Бат-Эрдэнэ, которому всего 22 года! Еще на последнем Конкурсе Чайковского можно было заметить, что монголы обладают какими-то тайными знаниями и сверхспособностями! Если говорить серьезно, поражает уже сам по себе голос: большой, на всем диапазоне тембрально окрашенный и полетный. Бат-Эрдэнэ отлично им владеет, поскольку есть легатность и динамическая палитра, не наносящая урон плотности звучания. Певцу удалось не только убедительно спеть шубертовского «Шарманщика» и арию Короля Филиппа из оперы Верди «Дон Карлос», но и знаменитую элегию Глинки «Сомнение» на хорошем русском языке.
Ради аналитики замечу, что далее можно было услышать парадокс: пусть всего лишь две певицы, но неважно пели на своем родном русском языке, не говоря уже об их исполнении зарубежных произведений. Хотя в общей сложности важность правильного произношения солисты начали понимать. И главная победа всего вокального мира, задокументированная непосредственно на этом конкурсе – молодые певцы научились составлять нетривиальные программы своих выступлений!
Образец самого техничного меццо-сопрано среди всех участников – Дарья Белоусова. Она продемонстрировала абсолютно ровное голосоведение и безупречное соединение регистров. Но, прекрасно владея «выведенной вперед» дикцией, почему-то всю свою программу спела одинаково: не может ария Принцессы де Буйон быть похожа на «Гретхен за прялкой».
Проблемы в обращении со стилистическими деталями, с умением пользоваться интересной нюансировкой – общий симптом для всех, кто потерпел неудачу во втором туре. Кроме того, интерпретация, подготовленная для участия в таком престижном конкурсе, должна быть осмысленной и продуманной. Здесь россыпи талантов, к сожалению, не наблюдалось. Быть может, это закономерно? «Штучные товары» XIII Конкурса Елены Образцовой, наделенные исключительной музыкальностью, которую они демонстрировали через грамотную технику: баритон Александр Ершов, бас Алексей Кулагин, сопрано Альбина Тонких, баритон Дмитрий Чеблыков, сопрано Александра Шмид.
Впереди финал, и мы ждем в случае каждого певца ощутимый новый рывок – во всяком случае, своего «потолка» пока никто не достиг, у всех огромный потенциал. С целью помочь конкурсантам двигаться в правильном направлении некоторые важные моменты мы обсудили с членом жюри, выдающейся оперной певицей Мариной Мещеряковой:
СБ На какой главный критерий вы ориентировались при переводе участника во второй тур?
ММ Владение стилем. Например, если вы беретесь петь музыку Баха, то нужно понимать, что она не приемлет портаменто и широкого звучания. Голос должен звучать как инструмент, но инструментальность в вокале – это самое сложное.
СБ Как раз в первом туре все пели барочную или классическую арию.
ММ Да. И, к сожалению, я уже давно наблюдаю тенденцию к пению прямым звуком, что неизбежно приводит к низкой позиции и фальшивой интонации. Необходимо заранее подготавливать дыхание, сразу включать вибрато.
СБ Как вы оцениваете трудность программных требований второго тура?
ММ Уже в первом туре перед конкурсантами стояла непростая задача: вслед за старинной музыкой они пели арию XIX века. Но внутренне и технически перестроиться на камерный репертуар гораздо сложнее.
СБ Думаю, вы согласитесь, что у многих участников потрясающие голоса.
ММ Конкурс демонстрирует высокий уровень! Самое удивительное, что еще совсем молодые ребята – уже готовые певцы. Меня поразило и то, что участники владеют сложными программами. Пожалуй, это настоящий прогресс.
СБ С эмоциональной точки зрения многие вас убедили?
ММ Немногие. Но даже в самом выдающемся исполнении всегда можно к чему-то придраться. Это конкурс, люди волнуются. Я могу их понять, мы все были в этой шкуре в свое время.
Конкурс проводится в рамках международного проекта Фонда Елены Образцовой «Голоса наследия» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов и в рамках Международного фестиваля Культурного центра Елены Образцовой «Приношение Елене Образцовой» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.