Мероприятия такого уровня принято относить к официальным, «протокольным» и особо торжественным. Почетные гости, приветственные речи, церемония вручения правительственных наград. С 2011 года они традиционно проводятся именно в Москве и непременно в августе, в преддверии Дня Республики Татарстан (30 августа). В нынешнем году празднику не смогла помешать продолжающаяся пандемия; лишь гостей было меньше обычного – ничего не поделаешь, требования соблюдать ограничения Роспотребнадзора никто не отменял.
В последнее время принято часто говорить о духовных скрепах, о патриотизме, о необходимости сохранения традиций. Глядя на людей, собравшихся на концерт, невольно думалось о том, что все начинается с малого – к примеру, с желания прийти на торжество непременно в национальном костюме. А большинство публики именно так и поступило. И неважно концерт это или, скажем, свадьба: прямо в фойе проходила выставка свадебного дизайнера Алсу Маликовой, работы которой демонстрировали модели в роскошных национальных татарских нарядах. И когда со сцены председатель государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин стал говорить о Татарстане, как о «самом передовом и динамично развивающимся регионе России», как-то само собой стало понятно, что перед нами звенья одной цепи; неудивительно, что правительство Республики поддерживает культуру повсеместно.
«Выставка достижений татарского музыкального искусства» – так можно было бы назвать прошедший концерт. Главный героем вечера стал Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан во главе с Александром Сладковским. Этот коллектив по праву считается культурным брендом Татарстана. И его «бенефис» представлял собой целую антологию от истоков до наших дней татарской музыки – от симфонической до народной.
Открывала программу увертюра «Сабантуй» Назиба Жиганова. (В 2021 году исполняется 110 лет со дня рождения классика, имя которого носит Казанская государственная консерватория.) Трудно было бы в данном случае подобрать более выигрышное и во всех смыслах подходящее произведение. «Сабантуй» – яркий и красочный музыкальный портрет любимого праздника, можно сказать, «лицо Татарстана», где сочетаются зажигательная «татарская тарантелла» и нежная взволнованная мелодия – песня и пляска в одном, задававшие тон всему концерту и позволившие с первых же нот «взять быка за рога» и продемонстрировать самые сильные «фирменные» стороны оркестра Сладковского – искреннюю эмоциональность и лиричную нежность. А это же так по-татарски!
Скажем сразу. Татарская музыка – ее основа основ – это, прежде всего мелодия! Мелодия распевная, широкая, проникновенная. А еще татарскую музыку вообще нельзя исполнять отстраненно; она – сама эмоция. Таковы традиции композиторской татарской школы, таков и ее сегодняшний день. Тем, кто считает, что в целом в музыке XX–XXI веков мелодия убита окончательно и бесповоротно, следует обратить особое внимание на произведения современных татарских композиторов, таких как Эльмир Низамов, пронзительную песню которого «Өмет йолдызы» («Звезда надежды») исполнила Эльмира Калимуллина (кстати, впервые песня прозвучала в сериале «Зулейха открывает глаза».)
Низамов уже давно сотрудничает с ГСО РТ. Его произведение «Небесное движение» было написано специально по заказу Александра Сладковского и в 2013 году представляло Россию на конкурсе «Международная трибуна современной музыки», организованном международным советом по музыке ЮНЕСКО и Европейским вещательным союзом. Теперь прозвучала симфоническая картина Низамова «Солнце всходит над Казанью» – сочинение по-настоящему живописное, буквально олицетворяющее идеалы синтеза искусств: мы словно воочию, в реальном времени, видим, как благодатное светило поднимается над горизонтом, как его блики играют в золотых полумесяцах мечетей, мы наблюдаем, как художник постепенно создает прямо перед нами свое удивительное полотно.
Но обратим особое внимание на композитора, которого, вернее, которую можно назвать «татарским Моцартом». Миляуше Хайруллиной в этом году исполнится 21 год, она – не только успешная пианистка, но и автор драматической оперы «Кави-Сарвар», посвященной жизни татарского поэта, писателя и драматурга Кави Наджми и его супруге Сарвар Адгамовой. Любовный дуэт из оперы в трепетном и необычайно искреннем исполнении Артура и Эльзы Исламовых вызвал восхищение публики. И за включение этой музыки в программу такого представительного концерта хочется сказать отдельное спасибо! Дело в том, что Миляуша Хайруллина ищет поддержку в осуществлении полноценной постановки своей оперы на сцене, но пробиться новому автору с новым произведением в театр весьма непросто. Может быть теперь «музыкальные власти» заметят юный талант?
И еще о юных… В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения поэта-героя Мусы Джалиля. Его правнучка тринадцатилетняя Елизавета Малышева-Джалиль начала заниматься на скрипке в четыре с половиной года; теперь она учится в ЦМШ при Московской консерватории имени П.И. Чайковского и уже является лауреатом многих международных конкурсов. «Песня без слов» Рустема Яхина (кстати, о юбилеях: в этом году также отмечается 100-летие Рустема Яхина) в ее исполнении прозвучала беззащитно-трогательно и в то же время с настоящей вокальной глубиной. «Достаточно произвести имя Яхина, и уже возникает мелодия!» – говорили о композиторе современники. В исполнении девочки-скрипачки его «Песня без слов» стала гимном Мелодии, бережно сохраняемой в татарской музыке. Мелодии, уходящей корнями в «предания старины глубокой».
Дина Гарипова и хоровая группа Государственного ансамбля песни и танца РТ воплотили эти «предания» в народной песне «Гөлҗамал». Магическое действо, пробивающее до мороза по коже, завораживающее, подчиняющее, заставляющее мысленно улететь в какие-то неведомые таинственные небесные дали и вдруг оказаться у одинокой чуть мерцающей свечи где-то на краю земли – целый калейдоскоп чувств и образов рождался под воздействием человеческого голоса и оркестра. Нет… не оркестра… Завывания январской метели, шума векового леса, плеска речных волн… Потрясение от этой песни, поверьте, очень трудно передать.
И вдруг… Солнечная Италия, не иначе! «Китмэ ,Сандугач» («Не улетай, соловей!») Рустема Яхина. Три «татарских соловья» – Ильгам Валиев, Филюс Кагиров, Руслан Сайфутдинов – три тенора, заставившие вспомнить великое трио Паваротти-Доминго-Каррерас, показали мастерство «татарского бельканто».
Поистине, многообразие музыкального искусства Татарстана неисчерпаемо! Еще звучали произведения Сары Садыковой, Салиха Сайдашева, Рашида Калимуллина, Резеды Ахияровой, Салавата Низамутдинова. Не говоря уж о гимне Республики Татарстан, народной песни «Туган тел», на стихи великого Габдуллы Тукая, завершившем концерт и спетом в едином порыве всем залом вместе с участниками.
Пожалуй, лишь один номер программы, «Заздравная» Исаака Дунаевского, выбивался из общего «татарского хора». Но недаром именно это произведение выбрала для своего выступления Альбина Шагимуратова, хрустальное колоратурное сопрано которой словно создано для передачи добрых и светлых чувств. Слова: «Сегодня мы вместе средь милых друзей» оказались лучшим эпиграфом всех Дней татарской культуры в Москве.