В сезоне 2021/2022 Московская филармония – академическая площадка, сумевшая даже вопреки антиковидным ограничениям сохранить интерес пережившей локдаун публики, – отметит 100-летие. Параллельно с этим на Большой Никитской готовится план мероприятий к празднованию 155-летия Московской консерватории. Вне всяких сомнений, нас ожидает интересный сезон, но с оговоркой: если не помешает эпидемиологическая обстановка.
Основанный Пьером Булезом коллектив еще не примелькался в российской столице: его приезда ждали тридцать лет. Появление Ensemble Intercontemporain на фестивале «Другое пространство» –2020 произвело настоящий фурор и было единодушно названо критиками самым ярким событием филармонической осени. Теперь EIC возвращается с программой, построенной вокруг знакового для всей актуальной музыки сочинения – никогда прежде не исполнявшегося в России «Répons!» (1984) Булеза. В этой сорокаминутной пьесе двадцать четыре музыканта ансамбля помещены в центр зала, а шесть солистов – два фортепиано, арфа, цимбалы, вибрафон и глокеншпиль / ксилофон – находятся на периферии. Их диалог преобразуется электроникой и проецируется через пространство. «Répons!» исполняется редко, так как для нее требуется концертный зал с довольно специфическими (или очень гибкими) параметрами. Так, в КЗЧ обещают возвести на месте партера подиум. Кресла для слушателей будут располагаться не только традиционно в амфитеатре, но также на сцене. Другие грани своего мастерства EIC продемонстрирует в пьесе Art of Metal II для металлического контрабасового кларнета и электроники французского композитора, представителя направления «сатурационизм» Янна Робина; эталонном, лаконичном, самом «интимном» по количеству задействованных игроков произведении Эдгара Вареза Octandre; трио beyond II [bridge over troubled water] Маттиаса Пинчера, написанном как ответ на воцарившуюся во время пандемии тишину в концертных залах всего мира.
Стоит отметить, что публика филармонии проявляет все больший интерес к актуальной музыке – вероятно, прививка «Другим пространством» выработала нужное количество антител, и программы, в которых фигурируют имена Штокхаузена, Гризе, Лахенмана, уже не вызывают такого страха, как раньше. Владимир Юровский, продолжающий осуществлять художественное руководство «Другим пространством», не раз говорил о том, что современные партитуры необходимо выводить из «фестивального гетто». Филармония к этому мнению, вероятно, прислушалась и создала два специальных абонемента (№ 1 и № 1А). В первом – три концерта. Одним из них Юровский вместе с ГАСО имени Е. Ф. Светланова отпразднует 90-летие Софии Губайдулиной (13 ноября). Второй абонемент, состоящий из шести концертов, – довольно пестрый и концептуально разнообразный: с одной стороны, он представляет собой панораму творческой активности ведущих коллективов-специалистов по актуальной музыке (от МАСМ и Questa Musica до ГАСО); с другой, включает в себя также исполнения камерных пьес. Нельзя не упомянуть, что по инициативе филармонии в Россию впервые пожалует сам Томас Адес (конец апреля).
Первый месяц нового сезона в филармонии пройдет, впрочем, под знаком барокко – на фестивале «Гендель: Мир горний и мир дольний» (с 3 по 15 сентября) москвичам представят целую серию сочинений, связанных с важнейшими этапами творчества композитора. Заявлено участие таких экспертов в исполнении барочного репертуара, как дирижер Кристофер Мулдс, дирижер и клавесинист Андреас Шперинг, контратенор Йестин Дэвис.
«Флагман среди творческих вузов» намерен привлечь к празднованию своего 155-летия музыкантов экстра-класса, и первым из них станет Владимир Юровский. Не изменяя себе, он составил для оркестра консерватории программу в фирменном стиле. Выбранные дирижером произведения объединяет приподнятое настроение и композиторское остроумие.
Духом совместного творчества пропитана Sinfonia concertante Гайдна – своеобразный гибрид, который использует лучшие качества обеих музыкальных форм – симфонии и концерта. Это первое блюдо юбилейного вечера. За свою жизнь Гайдн создал не так много сольных концертов – отчасти потому, что в XVIII веке композитор, как правило, сам исполнял сольную партию инструмента, а Гайдн не был особенно искусным пианистом или скрипачом. Во время своего пребывания в Лондоне он написал виртуозные соло скрипки, виолончели, гобоя и фагота – четырех голосов, задействованных в Sinfonia concertante. В быстрых крайних частях квартет то сливается с оркестром, то вновь выходит на первый план, отчего возникает ощущение, что солисты играют в окружении своих коллег.
Участниками концерта станут представители разных факультетов консерватории – оркестрового, исторического и современного исполнительского искусства. И в этом Юровский тоже видит пространство для творчества. «“Смесь” направлений даст нам интересный результат», – уверен он. По этой причине рядом с Гайдном возникают фигуры композиторов XX века – Прокофьев и Онеггер. Увертюра на еврейские темы Прокофьева в авторской версии для камерного оркестра – произведение, привлекающее национальным колоритом, своеобразием народного стиля, сочетанием иронического с лирическим. Сарказм, присущий молодому Прокофьеву, здесь отступает перед добрым юмором.
Творчество Онеггера в репертуаре Юровского занимает не последнее место. Четвертую симфонию – основное сочинение вечера – Юровский исполнял в свое время с Лондонским филармоническим оркестром. Вместе с «Летней пасторалью» и «Рождественской кантатой» того же автора она вошла в диск, изданный на собственном лейбле LPO. Как следует из подзаголовка Четвертой симфонии – «Deliciae Basilienses» («Базельские удовольствия»), – эта музыка предназначена для развлечения и услаждения слуха, но не все так однозначно. Сам композитор считал, что «симфония несет надежду, порожденную перспективой временно вырваться из атмосферы [послевоенного времени], провести лето в Швейцарии, в окружении любви дорогих друзей, для которых музыкальное искусство все еще имеет значение». Под «друзьями» Онеггер подразумевал дирижера Пауля Захера, выступившего заказчиком произведения. В фактуре симфонии Онеггер зашифровал собственные воспоминания о Базеле – например, центральное Larghetto основано на народной песне швейцарского диалекта «Z’ Basel an mim Rhy» («В Базеле, на моем любимом Рейне»). В последней части даже появляется партия базельского барабана – инструмента, без которого невозможно представить крупнейший фестиваль Швейцарии Basler Fasnacht.
На следующий день, 13 сентября, на сцену БЗК поднимутся выпускники разных лет, чтобы поздравить свою альма-матер: это и пианист Николай Луганский, и виолончелист и органист Александр Князев, и сопрано Хибла Герзмава, и скрипач Никита Борисоглебский, и многие другие, чьи судьбы и творческие биографии неразрывно связаны с Московской консерваторией. XVII Международный осенний хоровой фестиваль имени Б. Г. Тевлина, который откроется 14 сентября, также станет частью юбилейных торжеств.