ORCHESTRE NATIONAL D’AUVERGNE <br>CLERMONT-FERRAND <br>BEETHOVEN. CONCERTO POUR VIOLON ET ORCHESTRE EN RÉ MAJEUR OP. 61 <br>ALENA BAEVA, VIOLON <br>ROBERTO FORÉS VESES, DIRECTION <br>21 MUSIC Релизы

ORCHESTRE NATIONAL D’AUVERGNE
CLERMONT-FERRAND
BEETHOVEN. CONCERTO POUR VIOLON ET ORCHESTRE EN RÉ MAJEUR OP. 61
ALENA BAEVA, VIOLON
ROBERTO FORÉS VESES, DIRECTION
21 MUSIC

Бетховенский юбилейный марафон «перевалил» на 2021 год. Еще в октябре прошлого года Национальный оркестр Оверни под управлением Роберто Фореса Весеса выступил в Оперном театре Клермон-­Феррана (Франция). В программе – Концерт для скрипки с оркестром ре мажор (op. 61) Бетховена. Солистка Алёна Баева – из той когорты исполнителей, для которых достаточно просто назвать имя, и никакие регалии не требуются. И вот живая запись этого концерта вышла в мае нынешнего года на лейбле 21 Music (это уже восьмой альбом в серии Orchestre national d’Auvergne Live).

В одном из интервью Алёна Баева назвала Бетховена «самым сложным композитором», имея в виду, что его, на первый взгляд, простые мелодии можно настолько по-разному интерпретировать, столько нюансов выявить, что совершенству нет предела. Один из образцов такого «пути к совершенству» перед нами.

Баева привносит в бетховенский концерт моцартовское начало. Все очень светло, прозрачно, гармонично – квинтэссенция той самой «простоты», на которой базируется глубина музыки Бетховена. Скрипка и оркестр находятся в постоянном живом диалоге (не хочется употреблять казенное слово «баланс»), но это ни в коем случае не спор, а задушевная беседа двух друзей, в которой есть тонкость и экспрессия, мягкость и взволнованный порыв. А еще теплота – удивительное пение скрипки Гварнери дель Джезу, которое рождается только тогда, когда великий инструмент находится в руках настоящего Музыканта. Баева «не облегчает» звук, играет, если применить вокальную терминологию, «на поставленном дыхании». Такой «вокальный» подход счастливо провоцирует местами на некоторое вполне оправданное замедление темпа и в то же время подчеркивает выразительную четкую «дикцию» фразировки.

Роберто Форес Весес и Алёна Баева явно нашли друг друга – это буквально сосуществование, сотворчество, созидание, если хотите! У дирижера чувствуется богатый опыт не только в симфоническом репертуаре, но и в оперном. Поэтому «кантиленная» трактовка скрипичного концерта Баевой находит в нем горячего сторонника и помощника.

Их общая интерпретация получилась безупречно стильной – во всех смыслах этого слова. Оркестр очень бережно сопровождает скрипку, солистка нигде не тянет одеяло на себя. В таком взаимодействии удается всем «действующим лицам» раскрыться с самых сильных сторон. Ненаигранная, искренняя, без всякого пафоса «интимная» героика Allegro уступает место камерной раздумчивой лирике Larghetto, переходящей в темпераментный, искрящийся весельем лендлер в Rondo. Так просто! Так живо и так… современно! По-новому, по-своему и в то же время – по-бетховенски!

Это, бесспорно, выдающееся исполнение, прочно вставшее в один ряд, на равных, к примеру, с Давидом Ойстрахом или Кристианом Тецлаффом.

Итог: всем меломанам, а особенно «бетховенианцам», диск приобрести и, выражаясь молодежно-­интернетовским сленгом, «слушать до конца»!