Идея «очищения», освобождения музыки от исполнительских штампов – задача амбициозная и требующая немало усилий, если учесть, что речь идет об основе концертного фортепианного репертуара. В буклете к новому альбому, куда вошли записи фортепианных концертов Иоганнеса Брамса, Андраш Шифф отмечает: «Мы попытались восстановить и даже воссоздать эти произведения». Главная проблема касалась композиторского стиля: как свести до минимума сомнительные признаки проявления в нем любой тяжеловесности? Ведь, по словам Шиффа, музыка Брамса на самом деле «прозрачна, чувственна, разнородна и деликатна в своей динамике». Конечно, услышать эти концерты так, как представлял себе их звучание сам композитор, не по силам никому – но вот вернуть им оригинальный масштаб исполнения и звуковую фабулу Шифф считает возможным. Для этого нужно всего-то вспомнить исторические условия, в которых исполнялась музыка Брамса, и постараться реконструировать их.
Известно, например, что Мейнингенский придворный оркестр, один из самых прогрессивных европейских музыкальных коллективов своего времени, был личным любимцем Брамса: он дирижировал им, в том числе, на премьере своей Четвертой симфонии в 1885 году. Весь оркестр тогда состоял не более чем из пятидесяти музыкантов – с девятью первыми скрипками. Кроме того, фортепиано, которые выбирал сам композитор для концертов, отличались мягким звучанием и легкой клавиатурой – именно такими считались рояли фирм Streicher, Bösendorfer и Blüthner, которые предпочитал Брамс. Шифф уже обращался к аутентичным инструментам в некоторых своих ранних записях, включая альбомы с поздними произведениями Шуберта, где он играл на фортепиано, построенном Францем Бродманом в 1820 году. Для нынешней записи пианист выбрал отреставрированный рояль Blüthner, изготовленный в Лейпциге около 1860 года, и полсотни старинных инструментов Оркестра эпохи Просвещения, музыканты которого не в первый раз играют без дирижера. Что же касается самой идеи обращения к «аутентичному» Брамсу, то тут пианист сверялся с рукописями концертов. Было обнаружено, например, что Брамс приложил к первой части Первого концерта метрономические указания: они обозначают сравнительно медленный темп, не тот, который используется сегодня.
В ре-минорном концерте пианист деликатно выстраивает динамику исполнения, звук его инструмента – с «приглушенным» нижним регистром – прекрасно сочетается с мягкими струнными оркестра, а в медленной части в свои права вступают бархатные духовые. Прозрачность оркестровой игры приносит свой эффект и в си-бемоль-мажорном концерте, где Шифф смело вплетается в оркестровую ткань, но без напористости. Временами музыка приобретает черты камерного исполнения, что особенно заметно в последних двух частях Второго концерта. Исполнение обоих опусов отличается выверенной точностью и поэтической музыкальностью – таков стиль Шиффа, в репертуаре которого эти концерты теперь занимают не просто ключевое место. Вступая в конкуренцию с другими версиями, они определенно могут занять одно из первых мест в дискографии фортепианного наследия композитора и открыть новые пути его осмысления и исполнения.