Андрей Борисов: <br>Мы должны помогать начинающим певцам состояться в карьере Персона

Андрей Борисов:
Мы должны помогать начинающим певцам состояться в карьере

В июле 2021 года Международный музыкальный фестиваль и конкурс «Opera Bella», созданный при поддержке Фонда президентских грантов, объявил открытый конкурс молодых исполнителей. Заявки на участие в конкурсе подали российские и зарубежные участники в возрасте от 18 до 35 лет. Имена лауреатов премий были объявлены на гала-концертах, прошедших в конце лета в Большом зале Московской консерватории. В состав жюри конкурса вошел генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Андрей Борисов (АБ), прокомментировавший результаты и перспективы проекта Марии Бартеневой (МБ).

МБ Почему вам было важно оказаться в жюри оперного конкурса для молодежи?

АБ Для руководителя музыкального театра важно привлекать в театральные стены молодежь. Причем я говорю и о молодых зрителях, и о свежих исполнительских силах. По этой причине мне потенциально может быть интересно  входить в состав жюри профессиональных конкурсов (вокальных, дирижерских, композиторских), чтобы первым иметь возможность рассмотреть зреющий талант или убедиться в отсутствии оного. По существу, в творческих конкурсах должен быть заинтересован любой мыслящий руководитель. Но прежде всего конкурсы важны для мыслящих исполнителей, которым в начале карьеры важно заглянуть в «зеркало» профессионального мнения.

МБ Состав жюри оказался довольно пестрым, в нем и оперные певцы, и художник, и театральный режиссер. Как вы думаете, насколько такое разнообразие скажется на объективности результатов конкурса?

АБ Оперное искусство и вчера, и сегодня было искусством разнообразия, а точнее – искусством синтеза этого разнообразия (Рихард Вагнер называл этот концепт синтеза «Gesamtkunstwerk»). Оперный театр включал в себя и вокал, и симфоническое начало, и живопись, и, конечно, режиссуру. Поэтому на уровне концепта сделать «разношёрстное» жюри может показаться даже импонирующей доминантой. Другое дело, что этот концепт может быть уязвим в рамках конкурса, поскольку необходимо судить именно профессиональные качества оперного исполнителя, в основе которых – музыкальность, техника пения, сценическая фактура, профессиональная пригодность. В этом, конечно, надо разбираться, но и интуицию никто не отменял.

МБ Доводилось ли вам ранее принимать участие в таком конкурсе? С чем бы вам не хотелось бы столкнуться, будучи членом жюри, принимающим решение?

АБ Да, конечно, доводилось. С чем бы мне не хотелось сталкиваться, это, пожалуй, с непрофессионализмом участников и с непониманием коллег.

МБ Вы просмотрели и прослушали множество участников, какое у вас общее впечатление от уровня исполнителей в конкурсе «Opera Bella»?

АБ «Opera Bella» – молодой конкурс, и поэтому должно пройти время, должны быть затрачены колоссальные силы организаторов, чтобы этот конкурс завоевал авторитет. Важно наполнить его традициями, чтобы он стал не просто привлекательным для молодых певцов, но и приоритетным для профессионалов.

МБ Считаете ли вы, что оперное искусство и оперный жанр могут быть востребованы в России, ведь большинство регионов по-прежнему предпочитают приглашать на крупные мероприятия и фестивали звезд шоу-бизнеса, а не исполнителей академической музыки?

АБ О какой востребованности мы говорим! Среди кого!? Оперное искусство востребовано и в Москве, и в регионах. Здесь вопрос состоит в том, что слой людей, по-настоящему увлеченных оперой, мал. Нужно ли его расширять? Да, безусловно! Но расширять уж точно не за счет «дворовой» аудитории.

МБ Создатели фестиваля и конкурса «Opera Bella»: директор Елена Мироненко и художественный руководитель Филипп Чижевский видят его миссию как вклад в развитие академического искусства в России, выявление и поддержку молодых талантов и своеобразную инвестицию в рост человеческого капитала. Дальше проект будет только расти. В планах появление конкурса дирижеров, конкурса композиторов, эскизы опер молодых режиссеров, большой образовательный блок. Как вы думаете, сможет ли это сместить акцент восприятия? К примеру, когда-то Герберт фон Караян в своем роде «популяризировал» академическую музыку, за что многие критики его до сих пор жюрят. Нужно ли популяризировать оперное искусство среди населения, или это все же бессмысленно?

АБ Караян еще жил в ту эпоху, в которой в Европе (а раньше и в России), каждая вторая или вообще каждая семья могла оказаться семьей музыкантов-дилетантов. Естественно, я говорю об интеллигенции и об интеллектуалах. Для них опера – это нечто «свое», «впитанное с молоком матери», она в каком-то смысле даже являлась спортом. Зритель при таком раскладе становился болельщиком, который пытался что-то исполнить дома, а затем приходил пережить то, что дают профессионалы. Задам встречный вопрос: вы считаете, мы до сих пор живем в эпоху Караяна? Ответ очевиден…

МБ В чем лично вы видите свой вклад в проект? Это первый подобный проект и первый состав жюри и во многом и от вас, и от того, насколько вы будете объективны, зависит дальнейшая судьба конкурса.

АБ Мы продолжаем говорить о конкурсе вокальных исполнителей? Все очень просто. Я потенциальный работодатель. Мы должны помогать начинающим певцам состояться в карьере.

МБ Как вы думаете превратиться ли проект в очередную фикцию и ангажированную историю или станет действительно независимым и востребованным конкурсом в России?

АБ По роду своей деятельности в качестве руководителя музыкального театра мне приходится быть визионером. Но я бы отстранился от визионерства, которое по своей природе иррационально, и обратился к рациональному. Количество не всегда перерастает в качество. А как бы этого хотелось!

МБ Что для вас было наиболее сложным во всей работе? Какой этап запомнился вам больше всего?

АБ Проведение отборочного этапа. Приходилось очень много слушать, и далеко не всегда это приносило хоть какое-то удовлетворение.

МБ Какой совет вы бы дали всем участникам фестиваля и конкурса на следующий год?

АБ Быть не только профессиональными исполнителями, но прежде всего нести позитивную энергию каждую секунду пребывания на сцене. Только так можно остаться в памяти зрителя, который может и не заметить техничность пения, но уж точно сможет почувствовать, есть ли что-то за душой или нет.