С французским шиком, с европейским качеством События

С французским шиком, с европейским качеством

Легендарный Ensemble intercontemporain выступил на открытии сезона Московской филармонии

Один из лучших ансамблей современной музыки вновь приехал в Россию – спустя почти год после своего триумфального выступления на фестивале «Другое пространство», уже в полном составе. Коллектив, созданный Пьером Булезом еще в 70-е прошлого века, до сих пор считается образцом высококлассного исполнения пьес из категории «новейшая музыка».

 В Европе Intercontemporain ежегодно дает около тридцати концертов в год: для публики видеть название этого коллектива в афише филармоний – привычное дело. У нас каждый их приезд – грандиозное, широко преподнесенное событие: музыкальный руководитель Intercontemporain Маттиас Пинчер признался, что в прошлый раз они и сами не ожидали такого бурного приема. Словно прочитав мысли благодарных слушателей, потрясающая команда Московской филармонии добилась приезда музыкантов именно к открытию сезона, что само по себе выглядит как беспрецедентно смелое решение. В программе были заявлены не спаситель всех меломанов Филип Гласс, а классик музыки XX века Эдгар Варез, один из самых успешных сегодня французских композиторов Ян Робен, «отец» ансамбля Пьер Булез, а также сам Пинчер.

Выступлению его подопечных предшествовала долгая техническая подготовка: вместо партера была установлена дополнительная сцена, для солистов изготовили подиум, расположенный в проходах амфитеатра. Именно такая необычная диспозиция понадобилась для исполнения масштабного опуса Булеза – Répons, еще ни разу не исполнявшегося в России. По замыслу композитора, основу пьесы составляет диалог-взаимодействие между солистами (два пианиста, арфист, цимбалист и два ударника) и ансамблем, между группами инструментов и, наконец, между живым звуком и электроникой, которая преобразует его в реальном времени: за эти удивительные трансформации отвечали специалисты IRCAM Огюстен Мюллер, Жереми Энро и Квентин Боннар. Публика, сидевшая в нескольких метрах от музыкантов, оказалась буквально в центре этой звуковой «мерцающей» магмы, лавины, которая тем не менее позволяла услышать каждого участника этого путешествия: его маршрут также определяла пространственная траектория звука из шести колонок.

Маттиас Пинчер

Непростым слуховым испытанием стала пьеса Яна Робена Art of Metal II, где солист Ален Бийяр буквально слился воедино со своим инструментом – металлическим контрабас-кларнетом. Пьеса-перформанс, чем-то напоминающая те же сольные виртуозные «Секвенции» Лучано Берио, воспринималась как настоящее оркестровое произведение: россыпь экспериментальных тембров была усилена электроникой. Неудивительно, что после такого эпатажного действа музыка Вареза и Пинчера выглядела как старая добрая классика. Довольно известная пьеса Octandre американского композитора создана и вовсе в 1923 году – аллюзии на неоклассицизм здесь довольно сильны, особенно, как указывают музыковеды, в структуре третьей части. По словам Маттиаса Пинчера, в его фактически постимпрессионистском трио beyond II нашли свое отражение мысли о пандемии, социальной изоляции и об одиночестве – на них композитора натолкнула песня американского рок-музыканта Пола Саймона Bridge over Troubled Water, услышанная во время локдауна.

Случайно или нет, но beyond II (bridgeover troubled water) стала своего рода отголоском прошлого выступления Intercontemporain в разгар пандемии, когда невозможно было поверить, что музыка в принципе звучит в концертных залах, а не онлайн. Но и сегодня это ощущение какого-то безграничного восторга и признательности прежде всего Московской филармонии по-прежнему сильно – возможно, потому, что такие глобальные события, как двухчасовой концерт Intercontemporainв России, до сих пор большая редкость.