В 2019 году в Грузии презентовали Tsinandali Festival – уже третий сезон он прогрессивно развивается, подтверждая статус крупнейшего музыкального события в мире. Его учредители – основатель фестиваля Вербье Мартин Энгстрем, директор Израильского филармонического оркестра Ави Шошани и грузинский бизнесмен и меценат Георгий Рамишвили. О концепции проекта Сергею Буланову (СБ) рассказал генеральный директор фестиваля, режиссер и музыкальный деятель Давид Сакварелидзе (ДС).
СБ Фестиваль в Цинандали, судя уже по одним звездным именам на афише, в международном контексте выглядит представительно. Скажите, изначально вы ориентировались на зарубежных коллег?
ДС Хотелось бы иметь в Цинандали маленький Зальцбургский фестиваль, но все упирается в наши масштабы и финансовые силы. По идейному смыслу, скорее всего, мы ближе к фестивалю Вербье, который также поддерживает молодых музыкантов.
СБ Как лучше охарактеризовать образ вашего фестиваля?
ДС Концертная программа составляет лишь верхнюю часть айсберга. Цинандали – это образовательный центр. Для интенсивного творческого общения со знаменитыми музыкантами мы отбирали студентов из Грузии, Азербайджана, Армении, Турции, Украины, Казахстана: в результате сложился Пан-Кавказский молодежный оркестр.
СБ Сколько времени ребята здесь проводят?
ДС Минимум полтора месяца проходят репетиции, мастер-классы. С оркестром работает художественный руководитель нашего фестиваля итальянский дирижер Джанандреа Нозеда. С вокалистами занимается, например, выдающийся баритон Томас Хэмпсон. В программе фестиваля учувствует знаменитый пианист Андраш Шифф, в прошлом году приезжала Марта Аргерих, в нынешнем году с нами Михаил Плетнев. Нам важно, чтобы молодые музыканты развивались всесторонне. Например, играли в ансамблях – камерная музыка поднимает их уровень. Но самое главное, что после фестиваля они продолжают дружить, приобретенные творческие связи преодолевают все границы. В этом году из-за пандемии, к сожалению, мы не смогли работать с полноценным интернациональным оркестром, образовательная часть проходила только с грузинами. Но в следующем году, будем надеяться, снимут ограничения, и фестиваль состоится полномасштабно.
СБ Насколько мне известно, специально для фестиваля Цинандали пришлось отстраивать практически заново?
ДС Наверное, я напишу книгу о том, как мы построили Цинандали. Амфитеатр, возведенный над винными погребами XIX века, я спроектировал лично, а архитектор Ксавье Фабр осуществил идею. Мультифункциональный камерный зал с прекрасной акустикой нам построил известный дизайнер Инго Маурер. Непосредственно для фестиваля появились репетиционные залы, мы закупили музыкальные инструменты. Кроме того, восстановлено легендарное поместье князя Чавчавадзе, есть два роскошных отеля и благоустроена парковая зона.
СБ Думаю, музыканты с удовольствием приезжают в Грузию. Одна историческая атмосфера чего стоит!
ДС Если честно, у нас небольшой финансовый ресурс. Вы даже не поверите, за какие суммы они соглашаются приехать. Но они приезжают, чтобы помочь молодым музыкантам! В Вене или Париже легко можно найти 200 хороших виолончелистов, а в Грузии или Армении – гораздо труднее. Но всех исторически притягивает наше место, здесь гостили выдающиеся люди: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Дюма.
СБ Мне кажется, в Цинандали и сегодня какая-то особенная публика.
ДС Людей пока не так много. К сожалению, сейчас у нас все крайне лимитировано в силу различных ограничений: коронавирусных и не только. Моя мечта – исключить все разногласия и объединить как можно больше людей для общения, которого нам всем не хватает.
СБ Если посмотреть на музыкальную афишу фестиваля, преобладает «база»: классика и романтизм. Нет в планах обращения к современной музыке?
ДС В советское время нам не хватало свободы, все инициативы были под контролем. Относительно современной музыки я предлагаю подождать новое поколение: лет через десять все успокоятся, и будут стабильные результаты.
СБ Оперу планируете здесь поставить?
ДС Наверное, в 2023 году сделаем. У нас есть оркестровая яма и все необходимые условия для оперного жанра.
СБ Как вы оцениваете современное состояние оперы?
ДС Я оперный человек. Мне интересно все, что с ней связано: любые формы и эксперименты. Допустим, в Англии есть проект OperaUpClose. Представьте себе, три человека играют и поют «Травиату» в разных маленьких помещениях. Я восхищаюсь режиссерскими работами Дмитрия Чернякова – попал под его влияние с премьеры «Евгения Онегина» в Большом театре. Вообще, мы во время пандемии посмотрели так много постановок, которые бесплатно транслировали лучшие театры мира, поэтому, конечно, формируется более четкое представление о современном состоянии жанра: думаю, после ковида навсегда уйдет бутафория, поменяется техника постановок. Я настроен оптимистически. Опера найдет новые визуальные формы.
СБ Чем живет Цинандали после фестиваля?
ДС Здесь проходят конференции крупных корпораций и государственные мероприятия с участием политических лидеров. Я здесь встретился с президентом Германии, к примеру. В Цинандали всегда много туристов, для них ежедневно открыты музеи и проводятся культурные мероприятия. Уже в октябре состоится фестиваль Jazz and Wine Kakheti.
СБ И последний важный вопрос, чтобы у всех окончательно сложилось представление о Tsinandali Festival. Вы сразу решили, что в концепции не будет конкурсной составляющей?
ДС Создать новый конкурс? Зачем? Пусть существуют и развиваются большие конкурсы, которые имеют традицию. А мы будем тренировать людей, которые потом себя на этих престижных конкурсах проявят.