«Спартак» на новом поле События

«Спартак» на новом поле

Шестой фестиваль «Видеть музыку» открылся балетом Хачатуряна «Спартак»

Спектакль привез в Москву Ростовский государственный музыкальный театр. В афише их гастролей на Новой сцене Большого театра также оперетта Имре Кальмана «Сильва» и опера Джакомо Пуччини «Турандот».

Постановка балетмейстера Георгия Ковтуна, представленная изначально в Михайловском театре в 2008 году, была перенесена на ростовскую сцену в 2020 году, когда идея взяться за балет, по словам художественного руководителя постановки Вячеслава Кущёва, перестала быть лишь «заветной мечтой». Действительно, за такой монументальный проект принимаются, неся на плечах груз наследия прошлых постановок, которых у «Спартака» не так уж и много, но зато каждая из них – это культурное событие, за которым стоят великие имена балетмейстеров и солистов.

Спектакль получился «еще более зрелищный и масштабный», о чем свидетельствуют около 150 исполнителей, в числе которых не только артисты балета, но и хора и мимического ансамбля. В массовых сценах пространство заполнено до предела, благодаря умелому использованию декораций с размещением массовки по ярусам; в сольных же эпизодах сцена полностью расчищается. Баланс между театральностью и реализмом – отличительная черта оформления художника-постановщика Вячеслава Окунева. Зрители переносятся в мир, который, с одной стороны, пышный и красочный, с другой – жестокий и брутальный. Роскошные костюмы, словно сошедшие с картин эпохи Возрождения, сочетаются с нарочито простыми одеяниями рабов, а батальные сцены, пусть и артистично грациозны, но включают в себя настоящее фехтование на мечах.

Тех, кто хорошо помнит музыку балета, ждут сюрпризы: действие в духе античности сопровождает хор, комментирующий происходящее репликами на латыни из старинных гимнов. Музыке это не мешает, скорее дополняет фактуру – по крайней мере, в исполнении оркестра под управлением Андрея Иванова вопросов по ансамблю музыкантов не возникло. Тут и там вставлены наброски и вырезанные фрагменты из партитуры, ранее не использованные в предыдущих постановках. Даже в начале спектакля перед привычной торжественной сценой шествия Красса и его войска вставлено небольшое вступление на мрачную тихую музыку, где Спартак мучается за решеткой в полумраке сцены. Этим же приглушенным по звучанию музыкальным фрагментом заканчивается балет.

Сюжетные перипетии подверглись неизбежному изменению. Вместо Гармодия и Фригии в синопсисе возникли Крикс и Валерия, второстепенные сюжетные линии и места действия изменены, а самое главное – Спартак сам идет на свое последнее сражение, понимая, что «лучше погибнуть в бою, чем вновь стать рабом». Революционный пафос оригинального либретто заменен как бы религиозным подтекстом, так как тело убитого Спартака не поднимают на щит, а подвешивают на Х-образном распятии. Впрочем, история великой любви двух угнетенных рабов сохранена в неприкосновенности, и на знаменитом Адажио зрители аплодировали с энтузиазмом.

Несмотря на внешнюю схожесть артистов, манера танца, разработанная хореографом Г.Ковтуном, не оставляет сомнений, кто есть кто: благородную поступь Красса (Анатолий Устимов) не перепутать с разгоряченными прыжками Гармодия-Крикса (Ильшат Умурзаков), а откровенную обольстительность Эгины (Екатерина Кужнурова) – с невинностью и робкостью Валерии (Анастасия Сапрон). Что же касается Спартака (Денис Сапрон), здесь как раз показывается «энергия и витальная сила», о которой рассказывалось в буклете. Отказываясь от сравнений с предыдущими прославленными исполнителями, этого Спартака точно поддерживают как лидера восстания.

Такого рода знаковые постановки случаются нечасто, и для открытия фестиваля более чем уместно начать со своего рода «мегазрелища», обеспечить которое помогла поддержка Фонда президентских грантов и Министерства культуры РФ.