Теодор Курентзис и musicAeterna с 30 сентября по 3 октября проведут первую резиденцию в Москве. Проект отражает творческий метод musicAeterna и представляет новый подход к гастрольной деятельности.
С осени 2021 года musicAeterna каждые крупные гастроли превратит в полноценные творческие резиденции. В крупнейших городах Европы и мира — в Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Париже, Гамбурге, Люцерне, Нью-Йорке, Токио — оркестр и хор musicAeterna будут не просто давать концерты, но и станут неотъемлемой частью культурной жизни, проводя образовательные программы, экспериментальные музыкальные и театральные проекты.
Первая резиденция состоится в Москве 30 сентября — 3 октября, первая международная резиденция musicAeterna пройдет в Люцерне, где musicAeterna представит обширную концертную и образовательную программу 6—8 октября.
Илья Шахов, директор по творческому планированию musicAeterna: «Посредством наших резиденций мы хотим дать зрителям возможность погрузиться в мир musicAeterna. Концепция резиденции базируется на своего рода искусстве замедления, а также создании мостов между музыкой и другими видами искусства, такими как: танец, театр и кино. Ранее в Перми, сейчас — в Санкт-Петербурге, а теперь и по всему миру мы предлагаем помимо концертов обширную образовательную программу — Лабораторию современного зрителя, которая является местом встречи молодых людей, заинтересованных в изучении новых форм искусства. Москва, безусловно, является для нас одним из наиболее важных городов, и у нас много планов по развитию здесь».
В рамках московской резиденции musicAeterna даст три концерта. 1 и 3 октября оркестр под управлением Теодора Курентзиса исполнит грандиозную Пятую симфонию Густава Малера и «Анафору» — новое сочинение Алексея Ретинского, написанное для малеровского состава оркестра с добавлением нескольких нетипичных инструментов вроде электрогитары, семантронов и водяных свистулек. Новые инструменты призваны подкрепить драматургическую идею выхода из привычной системы координат, «качественного перехода в новое состояние из-за количественного накопления, как бы разрывающего привычную оркестровую ткань изнутри». Сочинение создано при поддержке фонда Alma Mater.
2 октября musicAeterna под управлением Федора Леднёва исполнит сочинения XX и XXI веков, вступающих в диалог с немецкой музыкальной традицией и наследием Малера: Камерную симфонию № 1 Арнольда Шёнберга, три пьесы из «Лирической сюиты» его ученика Альбана Берга, Симфонию Антона Веберна, «Три пьесы для ансамбля» одного из самых влиятельных композиторов современной Европы Марка Андре, композицию Archipelago S японского классика Тору Такемицу, а также сочинение для струнного оркестра C-dur Алексея Ретинского, развивающее идею малеровского трагического разрыва с идеалом и едва ли возможного обретения гармонии.