Как звучит «Криптотишина»? События

Как звучит «Криптотишина»?

Stella Art Foundation представил новую выставку композитора Дмитрия Курляндского

Теоретик Баухауса Иоханнес Иттен твердил своим ученикам: «Дом строится из стен, но именно пустота в нем составляет суть дома». По аналогии в музыкальном искусстве паузы между звуками – суть музыки. Новая выставка композитора Дмитрия Курляндского «Криптотишина» исследует эту суть, превращая тишину в объект созерцания.

Для Курляндского опыт погружения музыкального в контекст выставочного пространства не нов: за плечами инсталляция Commedia Dell’Ascolto на Венецианской биеннале в 2017-м, а также опера-инсталляция «Некийя», которую можно было увидеть в Центре Вознесенского в мае 2019-го.

Выставка «Криптотишина» проходит в галерее Stella Art Foundation, и выбор такой локации не случаен. Фонд Stella Art Foundation поддерживает творческие инициативы Курляндского – благодаря фонду в 2014 году стала возможна постановка оперы «Носферату» в Пермском театре оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. Интерес галереи к «Криптотишине» понятен: показать не объекты visual art, а создать особое звуковое пространство, постигаемое лишь слухом.

Как устроена выставка? Это три звуковых скульптуры. Первая – Pianospace – 24-канальная генеративная звуковая композиция. Она разработана совместно с медиахудожником и саунд-артистом Олегом Макаровым. В основе фортепианная пьеса Курляндского «Симметричная матрица» (любопытно, что композитор написал ее, когда ему было 24 года). Пьеса деконструируется до неузнаваемости, а специальная программа генерирует в режиме реального времени рассыпающийся звук фортепиано на каждый из двадцати четырех каналов. Сакральность числа 24 – оммаж музыкальной традиции прелюдий. Бах, Шопен, Дебюсси, Рахманинов, Скрябин, Шостакович… Тихие звуки фортепиано, возникающие из ниоткуда и растворяющиеся в пространстве. Pianospace – прелюдия ко всей выставке.

Вторая работа, которую можно увидеть в галерее Stella Art Foundation, – серия «Безвыходных акустических ситуаций». Чтобы корректно воспринимать звуковую скульптуру, нужно стоять по центру, непосредственно под нависающими конструкциями-лейками. Это своеобразный звуковой душ, по выражению Курляндского. В «Безвыходных акустических ситуациях» он сплетает шум города и звуки человеческого дыхания, а шорохи природы растворяются в синтезированных компьютерных звуках, образуя единый аудиопейзаж.

В центре выставки – проект «Криптотишина». В режиме реального времени на большом экране проигрываются четыре медиафайла с тишиной. В форматах wav и  mp3, в моно и стерео – гости выставки наблюдают за актом цифровой тишины, пока на экране медленно тлеет ползунок плеера.

Дмитрий Курляндский

Радикальность «Криптотишины» – продолжение мысли композитора о тишине звучащей и ее тотальности. В эссе «Преодоление музыки» Курляндский пишет: «Тишина всегда очень сложно устроена, в ней много слоев и перспектив, глубин. Звук требует слушания, тишина – вслушивания. Звук требует различения, слежения, тишина – различания, обнаружения. Тишина меняет парадигму слушательского внимания – из горизонтальной и вертикальной системы соотношений между звуками мы направляемся в глубину, в перспективу звука, равно уходящую от нас – и входящую в нас. Являясь частью тишины, мы становимся частью звука. В тишине обретается тотальность, всеприсутствие звука. Так музыка оказывается одним из путей к пределу, за которым в ней больше нет необходимости». В «Криптотишине» предел стал визуальной оболочкой, а тишина теперь – герметичная субстанция, которая подвластна рассмотрению.

Дмитрий Курляндский о «Криптотишине»: «После “4′33″” Джона Кейджа любая работа с тишиной на территории искусства превращается в диалог. Обнажив тишину, Кейдж показал, что ее не существует. В цифровую эру все иначе. Тишина – это ноль сигнал, она зрима».

Тишину можно не просто увидеть, но и присвоить – все три проекта новой выставки размещены на NFT-маркете. Все просто: сканируем QR-код и переходим на страницу, где «Криптотишину» продают за криптовалюту. Такой поворот для некоторых станет неожиданным. Сразу вспоминается недавняя новость из мира современного искусства, когда скульптуру из воздуха (да, из воздуха!) «Я есть» Сальваторе Гарау продали за пятнадцать тысяч евро… Так в чем же смысл «Криптотишины»? Постироничный жест, глубоко концептуальное искусство или коммерческая поделка? Каждый сможет найти собственный ответ, посетив выставку Stella Art Foundation.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»